«Большой Алтай: от Алтая до Алайкуу»: подведение итогов Международной этнографической экспедиции
«В ходе экспедиций в труднодоступных высокогорных районах мы изучаем систему хозяйства, материальную и духовную культуру скотоводческого населения – кыргызов и алтайцев, фиксируем сохраняющиеся элементы их традиционной культуры, знакомимся с современными практиками сохранения и развития этнических традиций. За четыре года экспедиционных работ у нас сложился устойчивый коллектив учёных, поддерживающих постоянные деловые и дружеские отношения, позволяющие готовить совместные научные публикации, проводить научные форумы, популяризировать этнографические знания в формате этнографических выставок предметов традиционной культуры, а также фотовыставок»,
Ученый выразил благодарность руководству Ошского государственного университета и лично его ректору Кудайберди Кожобекову за поддержку исследований на территории Кыргызстана. Также Иван Назаров подчеркнул, что продолжение таких исследований будет способствовать дальнейшей интеграции разных направлений исторической науки России и Кыргызстана.
Работающие в экспедиции этнографы фиксируют уникальные сведения, уточняют имевшиеся ранее данные по хозяйственным занятиям, родоплеменному составу, особенностям ремесленных технологий и ритуальной сфере изучаемого населения. Участники экспедиции также поделились своими наблюдениями и впечатлениями в ходе работы.
Этнографические экспедиции Большого Алтая по Кыргызстану начались в 2021 году. И с этого времени во всех экспедициях принимает участие Алтынай Мамытова, преподаватель Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. Она занимается исследованием кыргызской юрты, боз уй – войлочной юрты.
– В долине Алайкуу очень много юрт, в каждом доме по две–три юрты. В этом регионе много мастеров-юртовщиков, что отличает его от других районов Кыргызстана. Здесь сохраняются традиционные культурные особенности, не только в изготовлении и уходе за юртами, но и в самой конструкции жилищ. Хочется отметить особенности юрты именно в этом регионе – несмотря на то, что при изготовлении используют четыре каната, у них по 80–85 голов (жердей), и юрты получаются очень большие по сравнению с другими регионами. Вся работа выполняется вручную, и традиции изготовления юрт передаются из поколения в поколение. Мастерство передается не только сыновьям и дочерям, но и женам, и детям,
Венера Анарбекова, кандидат исторических наук, доцент Центрально Азиатского международного медицинского университета, заведующая кафедры естественно-гуманитарных наук, Республика Кыргызстан, г. Жалал-Абад:
– Моя исследовательская тема – поминальные песни кыргызского народа. Во время экспедиции «Большой Алтай: от Алтая до Алайкуу» меня сильно удивило, что 97-летняя жительница села Кайын-Талаа Орозмамбет кызы Кибирэне до сих пор помнит поминальные песни и также рассказала их историю. Этот регион является поистине уникальным, где хорошо сохранилась материальная и духовная культура.
Амантур Жапаров, доктор исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова:
– Мне удалось встретиться с пожилыми местными жителями, которые обладают ценными знаниями об особенностях ведения скотоводческого хозяйства, земледелия, использовании охотничьего снаряжения и способах ведения охоты в этом регионе. Попутно я собираю материалы по истории этих деревень – как они появлялись, как начали укрупняться, как расселились и так далее. Наша экспедиция проходит успешно, мы собираем интересные материалы, которые можно потом использовать для подготовки отчетов и публикаций.
Айша Абдиева, старший преподаватель, координатор научно-исследовательского центра «Этно плюс» при Сулюктинском гуманитарно-экономическом институте Баткенского государственного университета:
– Я изучаю особенности использования флоры кыргызами. В этнографической экспедиции в долине Алайкуу «Большой Алтай: от Алтая до Алайкуу» мы нашли ценные сведения о лекарственном использовании растений, лечебных продуктах, которые приготавливаются из злаков. Обращают на себя внимание сохранившиеся в этой долине ритуальные практики, связанные с растениями и растительными продуктами. По словам местных жителей, при рождении ребенка для его благополучия родители выпекали сорок маленьких лепешек (токоч) и раздавали их детям. Также во время приготовления приданого для дочери женщины рассыпали пшеницу на одеялах и постельных принадлежностях, чтобы у молодых было много детей.
Темиркул Асанов, завкафедрой истории Кыргызстана КНУ им. Ж. Баласагына и Рыскул Жолдошев, научный сотрудник Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, доцент КНУ им. Ж. Баласагына:
– В экспедиции в долину Алайкуу нами собраны историко-этнографические материалы по родоплеменным делениям населения, их генеалогии и расселении на этой местности. Нам удалось выявить районы их прежнего кочевания, места зимовки и летовки, методы обработки земли в условиях вертикального кочевания и районы первых оседлых поселений в долине. Не менее важными для нас стали собранные материалы по традиционной скачке, дрессировке лошадей и охоте на диких архаров и коз. Исследуемый регион отличается уникальным природно-климатическим и географическим ландшафтом, а также имеет значительное историко-этнографическое значение. Это место богато материальной культурой населения и устными историческими материалами XVIII–XIX веков. Собранные нами данные представляют собой важный источник для изучения Алайкуйской долины, который требует дальнейшего исследования.
При подготовке материала использована информация с сайта.
Материалы по экспедиции у нас на сайте:
Этнографическая экспедиция в Кыргызстане: исследование культуры и традиций отдаленных районов,
«Изучать, чтобы сохранять»: интервью с экспертом НОЦ «Большой Алтай»
Элемент не найден!