Этнограф Ирина Октябрьская: «Когда мы говорим об алтайской ментальности, то прежде всего имеем ввиду опыт существования в многоликой, многокультурной и многоязычной среде»

Этнограф Ирина Октябрьская: «Когда мы говорим об алтайской ментальности, то прежде всего имеем ввиду опыт существования в многоликой, многокультурной и многоязычной среде»
6 июня 2022

Во-первых, Большой Алтай для России – это стратегически важный трансграничный макрорегион, страны которого традиционно связывала система коммуникаций во всех сферах жизнедеятельности от политики до культуры. Разрушение этой системы в постсоветский период обернулось большими проблемами. И не только для России. И, может быть, даже не столько для России. Возвращение к стратегиям интеграции в масштабах Большого Алтая стало оцениваться как важный аспект национальной безопасности.

Во-вторых, тема Большого Алтая имеет историческое этнокультурное прочтение. Этот регион с глубокой древности представлял собой единое пространство, где шло формирование кочевых скотоводческих сообществ и складывалась их сложная система взаимодействия с оседлым земледельческим окружением. И, как считают исследователи, – от археологов до политологов – единство этих двух массивов определяло логику развития огромного макрорегиона, его культурный потенциал.

В-третьих, в оценках Большого Алтая действует цивилизационный подход, который тоже глубоко укоренен в российской традиции. Это представление о единстве судеб и путей развития этнокультурных сообществ макрорегиона.

Можно оспаривать идеи евразийцев, но один из их тезисов, безусловно, имеет большое значение: евразийское сообщество (в том числе в границах Большого Алтая), опирается на синтез культур и на глубокое понимание их взаимосвязи. И это понимание входит в систему ценностей трансграничья. Российская, сибирская, алтайская ментальность – определяется пониманием значения многообразия и опытом сосуществования многоликого, многоязычного сообщества. И это очень значимо.

В пространстве только российского Алтая традиционно соседствовали народы, ориентированные на разные хозяйственные уклады, культурные стандарты, на традиционные верования, православие, бурханизм, ислам. История не раз сталкивала эти народы. Но столетие за столетием формировали уникальный опыт взаимодействий. И это, может быть, самое ценное из того, что мы имеем сегодня. И именно этот опыт дает надежды на будущее.   

Этнограф Ирина Октябрьская: «Когда мы говорим об алтайской ментальности, то прежде всего имеем ввиду опыт существования в многоликой, многокультурной и многоязычной среде»