Рис 1. Фото центральной части Башадарского погребально-поминального комплекса.
Рис. 2. Стелы на Башадарском погребально-поминальном комплексе.
Башадарский погребально-поминальный комплекс расположен между селами Кулада и Баочи Онгудайского района Республики Алтай. Фактически южные объекты комплекса расположены в 0,7 км от северной окраины села Кулада. Отсюда начинаются цепочки больших курганов и других объектов, уходящих на север Каракольской долины.
Башадарский комплекс исследовался в 1950 году С.И. Руденко и включает около 60 курганов афанасьевской и пазырыкской культур, тюркские оградки, стелы, балбалы, изваяния, выкладки и другие объекты.
Рис. 3. План Башадарского могильного поля. По: Руденко С.И., 1960, рис 10.
Объекты тюркского времени располагались в северо-восточной части комплекса в 1,5 км от села Кулада. На плане С.И. Руденко они обозначены под №52 - №56. У кургана №52 стояло каменное изваяние. С.И. Руденко пишет: «У восточного края этого кургана стояла (в 1950 г. мы нашли ее упавшей) каменная баба, подобная той, что стоит в аиле Кулада» (Руденко С.И., 1960, с. 24). Объект №55 представлял собой крупную (5,7х6 м) оградку из вертикально поставленных плит, от которой к востоку отходит ряд балбалов, в 1950 г. сохранилось шесть камней. Также ряд из 11 балбалов отходил от кургана №56 (Руденко С.И., 1960, с. 25).
Рис. 4. Тюркская оградка (объект 55) на Башадарском погребально-поминальном комплексе.
По всей видимости, из этого же комплекса происходит изваяние, хранящееся в Алтайском государственном краеведческом музее, найденное в окрестностях села Кулада рядом с оградками. Изваяние было передано в музей в 1962 г. участниками экспедиции под руководством А.П. Уманского.
В акте поступления в АГКМ приведена следующая информация: «…найдена в первой цепочке площадок, у въезда в село из Каракола почти в лежачем положении у первой, со стороны поскотины, площадки из с. Кулада» (АГКМ ОФ 10825/3). По сведениям Л.А. Евтюховой, «шагах в двухстах от изваяния возвышаются несколько четырёхугольных каменных оградок с изваяниями упрощённого типа». Рисунок этого изваяния из альбома графических работ художника Г.И. Чорос-Гуркина опубликован в работе Л.А. Евтюховой. Этот же рисунок переопубликован в каталоге В.Д. Кубарева в 1984 г. По-видимому, с Башадарского могильного поля происходят и другие тюркские изваяния, хранящиеся в Куладинском историко-краеведческом музее. Возможно, где-то в этом месте (около урочища Кулада) в 1934 г. С.В. Киселев и Л.А. Евтюхова исследовали три тюркские оградки с каменными изваяниями (Евтюхова Л.А., Киселев С.В., 1941, с. 114).
Рис. 5. Рисунок изваяния из с. Кулада, выполненный Г.И. Чорос-Гуркиным. По: Еркинова Р.М., Маточкин Е.П., 2008, рис. 2
Рис. 6. Изваяние из с. Кулада в экспозиции Алтайского государственного краеведческого музея.
Литература:
Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. // МИА № 24. Материалы и исследования по археологии Сибири. Т. 1. М.: 1952. С. 72-120.
Евтюхова Л.А., Киселев С.В. Отчет о работах Саяно-Алтайской археологической экспедиции в 1935 г. // Труды ГИМ. 1941. Вып. 16. С. 75–117.
Еркинова P.M., Маточкин Е.П. Археологические и этнографические зарисовки Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. № 3. С. 115-121
Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. – Новосибирск: Наука, 1984.
Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960.