Берель, могильник

Название:
Берель, могильник
Адрес: с. Берель, в 7 км к юго-западу, Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области Казахстана
Регион: Казахский Алтай
Музей: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Берель»

Берель, могильник
Рис. 1. Могильник Берель. Фото музеефицированного «царского» кургана пазырыкской культуры и раскопа на месте некрополя предтюркского времени. Фото: qazvoyage.kz

Берель, могильник
Рис. 2. Могильник Берель. План третьей группы памятников, где сконцентрирована основная масса выкладок-оград сяньбийского периода. По: Самашев З.С., 2018, рис. 1.

 

Памятник расположен на территории Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Казахстана, в 7 км к юго-западу от села Берель, на третьей надпойменной террасе правого берега реки Бухтармы, в 6 км ниже впадения реки Берель.

 

Основа комплекса — некрополь, насчитывающий более 70 курганных насыпей, организованных в несколько цепочек курганов, вытянутых в направлении юго-восток-северо-запад. Кроме выделяющихся визуально насыпей на могильнике фиксируются и более низкие погребальные сооружения, и поминальные конструкции, перекрытые слоем гумуса.

 

Основная часть крупных курганов на памятнике относится к скифо-сакскому времени — пазырыкской культуре. Среди них выделяются «царские» курганы, в которых раскопаны богатейшие захоронения. В подобных погребениях благодаря сохранности в мерзлоте обнаружены многочисленные предметы из дерева, кожи, ткани, что делает Берельский комплекс уникальным наряду со знаменитыми курганами из урочища Пазырык (Самашев З.С., 2011, с. 218-238). Кроме погребений пазырыкской культуры на этом памятнике раскопана значительная серия объектов предтюркского времени.

 

Впервые раскопки на этом памятнике предпринял в 1865 г. В.В. Радлов (1989, с. 442–451). В ходе его работ был изучен Большой Берельский курган, ставший первым исследованным «элитным» захоронением скифо-сакского периода с мерзлотой на территории Большого Алтая. Также В.В. Радлов изучил на данном некрополе три малых кургана предтюркского времени. Позднее Большой Берельский курган исследовал С.С. Сорокин. (Сорокин С.С., 1969, с. 234, рис. 22, 23).

 

Берель, могильник
Рис. 3. Радлов Василий Васильевич.

 

С 1998 г. исследование Берельских курганов проводит З.С. Самашев, который за многолетний период изучения некрополя провел раскопки большой серии богатейших погребений пазырыкской культуры и других периодов. Эти работы продолжаются и в настоящее время. Они ведутся в части некрополя, где сосредоточены объекты предтюркского времени. С 2015 г. по 2022 г. на памятнике исследовались погребения хунно-сяньбийского периода. Разносторонние некрополя Берель исследования З.С. Самашевым легли в основу созданного в 2008 году «Государственного историко-культурного музея-заповедника «Берель».

 

Берель, могильник
Рис. 4. Самашев Зайнолла Самашевич. Стела с изображением тамги в виде силуэта горного козла. Музей археологии Института археологии Академии наук Монголии (г. Улан-Батор).

 

Приведенные ниже материалы позволяют представить погребальный обряд и предметный комплекс берельских захоронений предтюркского периода IV-V вв. н.э.

 

Описание 3D-модели №1 (ограда № 117)

 

Погребение сооружено внутри овальной выкладки-оградки из крупных валунов и сланцевых плит. Захоронение устроено в каменном ящике из тонких боковых и крупных торцевых плит и ориентировано длинной осью по направлению северо-восток — юго-запад. На его перекрытии на животе с подогнутыми ногами головой на восток уложена лошадь. На дне могилы вытянуто на спине лежит умерший. Его левая рука находилась в районе таза, правая расположена вдоль тела. Сопроводительный инвентарь отсутствует (Самашев З.С., и др. , 2022 с. 206-208.

 

Берель, могильник
Рис. 5. Ограда-выкладка № 117 до снятия каменной наброски в центре. По: Самашев З.С., и др., 2022, рис. 1.

Берель, могильник
Рис. 6. Ограда-выкладка № 117. Погребение человека в каменном ящике после снятия захоронения лошади на перекрытии из плит. По: Самашев З.С., и др., 2022, рис. 3.

 

Описание 3D-модели №2 (ограда № 127)

 

Погребальное сооружение сложено из камней сланцевой породы. Оно в разрезе уплощено и в плане имеет подовальную форму. В центре широкой ограды-крепиды из крупных валунов располагалась погребальная камера в виде каменного ящика, ориентированного в направлении северо-восток – юго-запад. На его перекрытии из сланцевых плит располагалось захоронение лошади, уложенной на живот с подогнутыми ногами. На дне могилы вытянуто на спине лежал умерший. Находок в захоронении не обнаружено (Самашев З.С., и др., 2022 с. 213-215).

 

Берель, могильник
Рис. 7. Могильник Берель. Ограда-выкладка №127 после снятия каменной наброски в центре. По: Самашев З.С., и др., 2022, рис. 17.

Берель, могильник
Рис. 8. Могильник Берель. Ограда-выкладка №127. Погребение человека в каменном ящике после снятия захоронения лошади на перекрытии из плит. По: Самашев З.С., и др., 2022, рис. 17а.

 

Основная масса погребально-поминальных памятников предтюркского периода, выявленная на Береле в 2015–2022 гг., расположена вокруг двух «царских» курганов №1 и №2 пазырыкского времени. Как отмечает З.С. Самашев, «они представляют собой систему плотно сгруппированных, преимущественно по три-четыре единицы, округлых и подпрямоугольных в плане форм каменных выкладок, которые до снятия дернового слоя не имели явных признаков взаимосвязанных между собой структур на дневной поверхности (Самашев З.С., 2018, с.56). Эти небольшие по диаметру, круглые в плане формы каменные выкладки с крепидами по краям («ограды-крепиды») являются основным типом надмогильных сооружений «сяньбийско-жужанского» периода (III–V вв. н. э.) Берельского некрополя (Самашев З.С., 2018, с.56-57) .

 

Берель, могильник
Рис. 9. Могильник Берель. Погребально-поминальные выкладки предтюркского времени. По: Самашев З.С., Айткели А., 2022, рис. 1.

 

Из нескольких десятков раскопанных З.С. Самашевым объектов многие оказались без захоронений и каких-либо следов совершения ритуальных действий. В некоторых выкладках-оградках найдены скелеты лошадей; в других имелись погребальные камеры с останками мужчин и женщин, часто сопровождаемые захоронениями лошадей. В большинстве случаев погребения совершены в составных каменных ящиках, люди лежали вытянуто на спине, головами были ориентированы на восток (Самашев З.С., 2018, с.58).

Среди комплекса погребальных сооружений предтюркского времени на могильнике Берель встречаются захоронения, сопровождаемые богатым инвентарем. Выделяются два погребения женщин (№81 и 109), которые, как считает автор раскопок З.С. Самашев, относятся к элите населения Казахского Алтая сяньбийского периода (Самашев З., Айткали А., 2022, с. 302). Выделяется женское захоронение №81 с интересным набором украшений костюма: серебряная пластина-диадема, орнаментированная по всему периметру тиснением с оборотной стороны, серебряные проволочные серьги со вставными камнями, бусы из цветных камней, золотые шейные подвески, косметическая щетка, крупные диски из известнякового материала, гребень, амулеты из зубов хищников, серебряные диски с тиснением и другие изделия (Самашев З.С., 2018, с. 69).

 

Берель, могильник
Рис. 10. Могильник Берель. Ограда-выкладка № 81. Серебряная диадема. По: Самашев З.С., Айткели А., 2022, рис. 5.

Берель, могильник
Рис. 11. Могильник Берель. Ограда-выкладка № 81. Предметный комплекс из погребения. По: Самашев З.С., Айткели А., 2022, рис. 3.

 

В мужских погребениях предтюркского периода Берельского некрополя часто встречаются предметы вооружения, что позволяет реконструировать отдельные стороны военного дела (Самашев З.С., 2018, с. 61).

Набор оружия, найденный в могилах, позволяет говорить, что в сяньбийско-жужанский период у населения, оставившего Берельский некрополь, были представлены в основном легковооруженные конные воины.

Из числа предметов вооружения прежде всего следует отметить железные трехлопастные черешковые ярусные наконечники стрел. На Береле найдена серия длинных и узких концевых костяных накладок на лук с арочными вырезами (Самашев З.С., 2018, с. 61, 64).

 

Берель, могильник
Рис. 12. Могильник Берель. Предметы из погребений предтюркского времени. По: Самашев З.С., 2018, рис. 4).

 

Как отмечает З.С. Самашев, в советской археологии Берельский некрополь предтюркского времени рассматривался в рамках «берельского» этапа, предшествующего культуре тюрок на Алтае (Самашев З.С., Сиражева Б.А., 2022, с. 34). З.С. Самашев рассматривает памятники могильника Берель в рамках «промежуточного культурно-хронологического горизонта – хунну-сяньбийского, между эпохами хунну и древних тюрков» (Самашев З.С., 2018, с. 70; Самашев З.С. и др. 2019, с. 392). Синхронные берельским погребальные памятники IV - V вв. н.э. на территории российской части Горного Алтая рассматриваются в рамках булан-кобинской культуры (Серегин Н.Н., Матренин С.С., 2014 с. 122).

 

Литература:

  • Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.

  • Самашев З.С. Некоторые результаты исследований Берельских курганов // Terra Scythica: – Новосибирск, 2011. – С. 218–238
  • Самашев З. Оружейный комплекс сяньби в контексте культуры (по материалам некрополя Берель в Казахском Алтае) // Великая степь: военное наследие. – Астана: РГУ «Военно-исторический музей ВС РК» МО РК, 2018. – С. 56-72. 

  • Самашев З.С., Айткели А. Женские погребения хунно-сяньбийского времени некрополя Берель // Маргулановские чтения-2022. Алматы, 2022. С. 296-305. 

  • Самашев З. С., Кариев Е. С. О некоторых новых хунно-сяньбийских погребениях Береля // Мир Большого Алтая. 2020. № 6. С. 915–930.

  • Самашев З., Кариев Е., Александров С., Ахмадиев Ж., Киясбек Г., Толегенов Е., Самашев С., Ерболатов С. Выкладки-оградки периода сяньби на Береле — новый эталонный памятник эпохи великого переселения народов // «Алтай – түркі әлемінің алтын бесігі» конф. м-ры (Өскемен қ., 7–8 қыркүйек 2018 жыл) / Басред. Д.К. Ахметов. Өскемен: Шығыс ақпарат, 2018. С. 15-20.

  • Самашев З., Кариев Е.М., Ерболатов С.Е. Хунну-сяньбийский культурно-хронологический горизонт Береля // Маргулановские чтения–2019. Нур-Султан: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2019. С. 387-393.

  • Самашев С.К., Сиражева Б.А. Роговые предметы с тамгообразными знаками: по материалам сяньбийских погребений некрополя Берель. Археология Казахстана. 2022. № 3 (17). С. 32–42.

  • Самашев З., Толегенов Е., Айткали А., Чотбаев А., Самашев С., Половцев М., Киясбек Г., Меделбек Ш., Елемесова Ж., Ерланова Ж. Хунну-сяньбийские выкладки-ограды Береля. Новые исследования // Алтай – түркі әлемінің алтын бесігі.: зерттеулер жинағы. Көкшетау: «Көкше-Полиграфия» АҚ, 2022. с. 206-216.

  • Серегин Н.Н., Матренин С.С. Археологические комплексы Алтая II в. до н.э. – XI в. н.э.: история исследований и основные аспекты интерпретации. Барнаул: Азбука, 2014. 230 с.

  • Сорокин С.С. Большой Берельский курган (Полное издание материалов раскопок 1865 и 1959 гг.) // Труды ГЭ. Культура и искусство народов Востока. 1969. Т. X. С. 208–236.