Рис 1. Фото центральной скалы с петроглифами на комплексе Большой Яломан-III.
Памятник со скалой с петроглифами и надписями находится на высокой террасе левого берега реки Катунь ниже устья реки Большой Яломан, в урочище Уркош. Основной массив петроглифов святилища Большой Яломан-III располагается на выделяющейся скале у подножья склона горы на сглаженных каменных блоках. На центральном выступе находятся две композиции. Одна из них условно обозначена А.А. Тишкиным, Н.Н. Серёгиным и С.С. Матрёниным названием «Охота». Главными персонажами на ней являются люди в своеобразных грибовидных головных уборах. Еще один сюжет условно обозначен как «Нападение на крупного оленя» (Тишкин, А.А., Серегин Н.Н., Матренин С.С. 2016, с. 23-24).
Рис. 2. Фото плоскости с изображениями в центральной части комплекса Большой Яломан-III.
Рис. 3. Фото сцены охоты на плоскости с изображениями в центральной части комплекса Большой Яломан-III.
Еще одна сложная композиция находится на плоскости того же большого валуна, на котором изображены люди с грибовидными головными уборами, о чем речь шла выше. Выделяется характерное изображение оленя, а под ним сюжет с участием всадника и двух пеших людей. Данная композиция имеет много палимпсестов. Отдельные сюжеты и изображения, в том числе животных (верблюда, козлов, оленя и людей), зафиксированы в разных местах скального массива. Часть древних рисунков перекрыта современными надписями (Тишкин, А.А., Серегин Н.Н., Матренин С.С. 2016, с. 24).
Большинство изображений на центральной скале комплекса Большой Яломан-III относятся к периоду бронзы, отдельные изображения животных — козликов и других — относятся к скифо-сакскому времени (Тишкин А.А., Серегин Н.Н., Матренин С.С. 2016, с. 57, 59).
Одна из значимых находок, сделанных на территории комплекса Большой Яломан-III, — надписи тюркского времени. Плоскость с надписями располагается на соседнем скальном выступе. Л.Ю. Тугушева, С.Г. Кляшторный и Г.В. Кубарев отмечают, что «…она представляет собой вертикальную скальную поверхность сланцевой породы, имеющую небольшой отрицательный наклон и образующую подобие навеса. Тюркские рунические знаки на ней выполнены тонкими резаными линиями, их размер 4–5 см. Первая надпись вырезана в верхней части скальной плоскости в две почти вертикальные строки» (Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, с. 77-78).
Рис. 4. Прорисовка надписей и изображений части комплекса Большой Яломан-III. По: Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, рис.1.
Рис. 5. Фото надписи на комплексе Большой Яломан-III.
Слева, справа и сверху рунические надписи тюрков окаймляют надписи уйгурским письмом и изображения, выполненные черной краской. Благодаря отрицательному наклону скальной поверхности надписи, а также другие знаки и изображения, нанесенные черной и красной красками, сохранились до наших дней» (Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, с. 78).
Л.Ю. Тугушева, С.Г. Кляшторный и Г.В. Кубарев предложили следующий перевод уйгурской надписи: «Эркин, когда они вместе с каганом, возвращаясь в свой эль, подошли близко (~приблизились), чтобы известить о себе, сделал (букв. написал) надпись» (Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, с. 80). Авторы отметили, что «из содержания надписи следует, что ее написал эркин, возвращавшийся в свой эль вместе с каганом, находясь уже вблизи от того места, куда они должны были прибыть». Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. считают, что титул эркин обозначает предводителя одного из тюркских племен, подвластных кагану (Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, с. 81). По их мнению, надпись уйгурским письмом, выполненная черной краской, — единственная находка такого рода в Горном Алтае. Она была написана не ранее X в.
Рассматриваемые тюркские рунические надписи могут быть датированы в пределах VIII–IX вв. В надписях упоминаются титулы высших носителей государственной власти или предводителя племени, что в корпусе раннесредневековых рунических надписей Алтая встречается не так уж часто (Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, с. 77).
Рис. 6. Фото надписи на комплексе Большой Яломан-III.
Рис. 7. Прорисовка надписи. а - выполнена Тишкиным А.А., б - по: Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. 2014, рис. 3.
Под центральной скалой с изображениями был заложен раскоп. Автор работ А.С. Суразаков отметил, что «перед скальными выходами с петроглифами для совершения ритуальных действий разжигали костры, производились жертвоприношения, о чем свидетельствовали находки костей животных» (Суразаков А.С., 1996, с. 82).
Литература:
Суразаков А.С. Святилище Большой Яломан-III // Актуальные проблемы сибирской археологии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 82–84.
Тугушева Л.Ю., Кляшторный С.Г., Кубарев Г.В. Надпись уйгурским письмом и рунические надписи из местности Уркош (Центральный Алтай) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. №4 (60). С. 77–82.
Тишкин, А.А., Серегин Н.Н., Матренин С.С. Уркошский археологический микрорайон (Центральный Алтай): монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. 208 с.