Чинета-II, курганный могильник

Название:
Чинета-II, курганный могильник
Адрес: Памятник расположен в Краснощековском районе Алтайского края, курганная группа Чинета-II расположена в 1–1,4 км к юго-западу от с. Чинета на второй надпойменной террасе реки Ини
Регион: Северные предгорья Алтая
Музей: Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета
Чинета-II, курганный могильник

Рис. 1. Курганный могильник Чинета-II. Насыпи курганов 7-9


Курганный могильник в 1978 г. открыл В.А. Посредников. С 2001 г. Краснощековской археологической экспедицией АлтГУ под руководством П.К. Дашковского начаты комплексные исследования данного некрополя. 

На площади могильника выявлено более 25 погребально-поминальных объектов разных периодов. Изучение планиграфии могильника затруднено из-за сильной задернованности местности. В тоже время, можно четко выделить цепочку из 15 объектов (№3-13, 15, 18, 24) в западной части могильника и микрогруппу из 8 – в восточной. Известны отдельные курганы и в северной части некрополя. 
Чинета-II, курганный могильник

Рис. 2. Петр Константинович Дашковский


К тюркскому времени относятся несколько захоронений. На памятнике раскопано 5 погребений сросткинской культуры, 5 – кыргызской, 2 - тюркских оградки и 6 объектов, вероятно, ритуального характера. 

Курганы сросткинской культуры зафиксированы в центральной части западной группы объектов. При этом объекты №7-9 вплотную примыкали и перекрывали друг друга. Курган №6 находился в 0,5 м севернее предыдущих объектов. Кроме того, один курган (№14) сросткинской культуры исследован на могильнике Ханкаринский дол, расположенного в 0,2 км к западу от некрополя Чинета-II. Диаметр насыпей курганов, сложенных из камней в 1-4 слоя, составлял от 3,25 м до 10,5 м, а высота достигала 0,8 м. По периметру двух наиболее крупных курганов (к №1, м. Чинета-II, к. 14, м. Ханкаринский дол) зафиксированы крупные камни, которые образовывали подобие кольцевой выкладки. Длина могильной ямы от 1,35 м до 3,5м, ширина – от 1 м до 2,13 м, глубина – от 0,6 м до 1,18 м. В трех случаях в курганах выявлены одиночные ингумации детей и женщины (к. №6,8 м. Чинета-II, к. №14 м. Ханкаринский дол), один раз – парное захоронение женщины и новорожденного ребенка. Некоторые захоронения сопровождались погребением коня.
Чинета-II, курганный могильник

Рис. 3. Курганный могильник Чинета-II. Курган 9.


Чинета-II, курганный могильник

Рис. 4. Курганный могильник Чинета-II. Курган 8.


Из сопроводительного инвентаря зафиксированы костяные накладки на сложносоставной лук, железные наконечники стрел, остатки колчана, древки стрел, железные ножи, стремена, уздечные наборы (удила, псалии, пряжки, распределители и наконечники ремней, бляхи-накладки), поясной набор (портупейная пряжка, бляхи-накладки трех видов, наконечники ремней, тренчики), игольник с изображением рыб, два колокольчика, подвеска-личина, бляха, ажурная подвеска и другие вещи.
Чинета-II, курганный могильник

Рис. 5. Курганный могильник Чинета-II. Предметы из курганов сроскинской культуры.


Чинета-II, курганный могильник

Рис. 6. Курганный могильник Чинета-II. Предметы из курганов сроскинской культуры.


Погребальный обряд и комплекс предметов позволяет отнести данную группу курганов к грязновскому этапу стросткинской культуры и датировать второй половиной IX в.
Чинета-II, курганный могильник

Рис. 7. Курганный могильник Чинета-II. Курган 10. Кыргызская культура.


Вторая группа курганов могильника Чинета-II представлена объектами №10, 11, 12, 13, в которых зафиксированы погребения по обряду кремации. Еще одно захоронение по аналогичному обряду, но уже впускного характера, выявлено в кургане №1. Курганы №10-13 располагались в южной части западной микрогруппы, в 4,5 м к югу от кургана №9, фактически образовывая одну цепочку объектов. Диаметр каменных насыпей, сложенных в 2-4 слоя, составлял от 4,25 м до 8,5 м., а высота – 0,4-0,7 м. В трех случаях (к. 10, 11, 12) кальцинированные останки человека были помещены на уровень древнего горизонта, а один раз (к.13) – в небольшое углубление. В погребениях обнаружено большое количество разнотипных железных наконечников стрел, кинжал, навершие, тесло, кольцо, а также бронзовые предметы поясного набора (портупейные пряжки, основная пряжка, наконечники ремня, бляхи). Отмеченные особенности погребального обряда и инвентаря, зафиксированные при исследовании указанных курганов, по основным позициям соответствуют аналогичным показателям памятникам кыргызской культуры лесостепного Алтая. 
Чинета-II, курганный могильник

Рис. 8. Курганный могильник Чинета-II. Предметы из кургана 12 кыргызской культуры.


Чинета-II, курганный могильник

Рис. 9. Курганный могильник Чинета-II. Предметы из кургана 12 кыргызской культуры.


Исследованные комплексы эпохи средневековья на могильнике Чинета-II демонстрируют контакты двух разных этнических групп населения в пограничной зоне их культурных ареалов. Первая представляет хорошо известную сросткинскую общность, которая сложилась в результате миграции тюрок II Восточно-Тюркского каганата в середине VIII в. на территории лесостепного Алтая, где ими были подчинены местные самодийские племена. К середине IX в. сросткинское население занимало всю территорию Предалтайской равнины. Вторая этническая группа – кыргызы, которые появились на Алтае после разгрома в 840 г. Уйгурского каганата и последующей военной экспансии в Центральной Азии.

Текст подготовлен по материалам П.К. Дашковского.


Литература:
  • Дашковский П.К. Чинетинский археологический микрорайон на Алтае: некоторые итоги и перспективы исследования // Археологические микрорайоны Северной Евразии / ОмГУ, ОФ ОИИФиФ СО РАН. Омск, 2004. С. 34–37. 
  • Дашковский П.К. Памятники эпохи средневековья Чинетинского археологического микрорайона в Северо-Западном Алтае: предварительные итоги исследования и интерпретация // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М., 2008. Т. II. С. 216–219. 
  • Дашковский П.К. Культура енисейских кыргызов на Алтае и сопре- дельных территориях: современные направления исследования // Тюркологический сборник 2009–2010 гг. М., 2011а. С. 130–151. 
  • Дашковский П.К. Кыргызы на Алтае в контексте этнокультурных процессов в Центральной Азии. Барнаул, 2015а. 224 с. Дашковский П.К. Исследование курганов скифской эпохи в Западном Алтае // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Бар- наул, 2015б. Вып. XXI. С. 88–92. 
  • Дашковский П.К., Серегин Н.Н. Кенотафы кочевников Алтая в эпоху поздней древности и раннего средневековья // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Барнаул, 2008. Вып. II. С. 83–100. 
  • Дашковский П.К., Тишкин А.А., Тур С.С. Исследование объектов раннего железного века и средневековья на Чинетинском археологическом ком- плексе (Северо-Западный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2006. Т. XII, ч. 1. С. 315–319. 
  • Тишкин А.А., Дашковский П.К. Комплекс археологических памятников около с. Чинета в Алтайском крае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: мат. Годовой сессии ИАиЭ СО РАН. Новосибирск, 2002. Т. VIII. С. 468–471. 
  • Тишкин А.А., Дашковский П.К., Горбунов В.В. Курганы эпохи средневековья на территории предгорно-равнинной части Алтайского края // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: мат. Годовой сессии ИАиЭ СО РАН. Новосибирск, 2004. Т. X, ч. 1. С. 410–415.