Рис. 1. Вид на курган 2 могильника Джолин-III. По: (Кубарев, 2005. Фото 3)
Археологический комплекс назван по одноименному урочищу, расположенному в верховьях р. Юстыд, почти у слияния рек Нарынгол и Богуты. Памятники исследовались Восточно-алтайским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции ИИФиФ СО АН СССР. В составе данного археологического комплекса раскопано четыре погребения тюркской культуры в различных курганных группах. На могильнике Джолин-I зафиксировано два кургана раннего Средневековья (№ 9 и 10), расположенных с восточной и юго-восточной сторон от цепочки объектов скифо-сакского времени. Захоронения тюркской культуры совершены под средних размеров каменными насыпями округлой формы. В могильной яме каждого объекта находилось погребение человека, ориентированного в восточный сектор горизонта, в сопровождении одной (курган № 10) или двух (курган № 9) лошадей. (Кубарев, 2005, с. 372–373, табл. 57–69; Серегин, Матренин, 2014, с. 155–156).
Рис. 2. Погребение из кургана 2 могильника Джолин-III. По: (Кубарев, 2005, фото 4)
Рис 3. Погребение из кургана 9 могильника Джолин-I. По: (Кубарев, 2005, фото 5)
В составе некрополя Джолин-III исследовано два кургана тюркской культуры (№1 и 2), расположенных неподалеку от объектов скифо-сакского периода. Захоронения совершены под средних размеров каменными насыпями, к одной из которых (курган № 1) с юго-запада пристроена небольшая каменная выкладка. В могильных ямах обоих объектов находилось погребение человека, ориентированного в восточный сектор горизонта, рядом с которым была положена лошадь (Кубарев, 2005, с. 372–373, табл. 57–69; 2011, с. 228–240, рис. 1–10; Серегин, Матренин, 2014, с. 155–156).
Рис. 4. Планы памятников Джолин-I Джолин-III. По: (Кубарев, 2005, табл. 57)
Вещевой комплекс исследованных захоронений включал предметы вооружения, конского снаряжения, украшения, детали костюма, орудия труда, а также изделия бытового назначения (Кубарев, 2005, с. 372–373, табл. 57–69; 2011, с. 228–240, рис. 1–10; Серегин, Матренин, 2014, с. 155–156).
Рис. 5. План погребения из кургана 9 могильника Джолин-I. По: (Кубарев, 2005, табл. 59)
Как отмечает Г.В. Кубарев, уникальной находкой является палаш с согдийской надписью, найденный в одном из захоронений (Джолин-I, к. 9). Клинок слабо изогнут, его острие расковано — обоюдоостро. На палаше зафиксированы остатки ножен, которые, возможно, были изготовлены из двух деревянных дощечек, обернутых берестой. Палаш подвешивался на двух портупейных ремнях. У основания клинка на спинке есть инкрустированная золотой проволокой согдийская курсивная надпись «Этот меч (‘kyn’k = согд. Эkine, kine «акинак») — собственность Катгуна, (сына?) К[…]ата. И да не будет ему (=владельцу меча) вреда» (Кубарев, 2005, с. 100).
Рис 6. Палаш из кургана 9 могильника Джолин-I. По: (Кубарев, 2005, фото 58)
Рис 7. Согдийская надпись на спинке палаша из кургана 9 могильника Джолин-I. По: (Кубарев, 2005, фото 59)
Надпись включает: 1) указание на принадлежность палаша владельцу; 2) благопожелание. Лаконичная надпись, нанесенная одновременно с поковкой палаша, служила меткой на дорогом оружии. Построение содержания этой согдийской надписи выполнено по трафаретным образцам рунических текстов орхоно-енисейских памятников Центральной Азии. Важными составляющими древнетюркских эпитафий являются наличие имени человека, в честь которого водружен памятник, и алкыша — благопожелания (Кубарев, 2005, с. 101) Г.В. Кубарев предполагает, что надпись выполнена по заказу тюркского воина согдийским мастером на его родном языке. Вместе с тем вторая часть надписи на клинке из Джолина явно близка по форме к заклинанию, призванному выполнять оградительные магические функции. По сопроводительному инвентарю погребений палаш из Джолина может быть отнесен ко 2-й пол. VIII — IX в. (Кубарев, 2005, с. 101).
Значительный интерес представляют роговые орнаментированные накладки на переднюю луку седла из захоронения кургана 10, Джолин-I. Они обнаружены в женском погребении. Это низкие, округлые, слегка изогнутые накладки. Лицевая сторона украшена растительным орнаментом, стилизованным под пчел или бабочек. Изображения пчел и бабочек известны и в древнетюркской торевтике: на серебряных бляшках уздечного набора из кургана 3 могильника Курай-IV. Седло с этими накладками тоже снабжено роговым кантом, повторяющим контур передней луки. Кант с внутренней стороны имеет насечки для приклеивания (Кубарев, 2005, с. 127).
Рис 8. Костяная седельная накладка из кургана 10 могильника Джолин-I. По: (Кубарев, 2005, фото 20)
Рис. 9. Предметы из кургана 10 могильника Джолин-I. По: (Кубарев, 2005, табл. 66)
Раскопанная пара захоронений на могильнике Джолин-I состоит из мужского и женского погребения, предметные комплексы которых чрезвычайно близки хронологически. Как считает Г.В. Кубарев, можно предположить, что это могилы супружеских пар (Кубарев, 2005, с. 13).
Литература:
-
Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск, 2005.
- Кубарев Г.В. Женское древнетюркское погребение из могильника Джолин III (Юго-Восточный Алтай) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2011. Т. 10. Вып. 5: Археология и этнография. С. 221–240.
- Серегин Н.Н., Матренин С.С. Археологические комплексы Алтая II в. до н.э. — XI в. н.э.: история исследований и основные аспекты интерпретации. Барнаул: Азбука, 2014. 230 с.