Бляха в виде всадника-копьеносца со щитом за спиной

Название:
Бляха в виде всадника-копьеносца со щитом за спиной
Материал: Бронза
Дата: 2-я половина VIII – 1-я половина XI в. н.э.
Размеры: 4×3,4×0,2см
Место обнаружения/памятник: Сростки-I, курганный могильник
Музей: Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки
Коллекция: ОФ 1/10. Инв. 2010 г.
Автор и дата раскопок/сборов: М.Д. Копытов, 1925 г.
Раздел: Предметы торевтики/декоративно прикладного искусства
Регион: Лесостепной Алтай

Это фигура всадника, вооруженного копьем, в панцирном доспехе, с щитом-«диском» за плечами на лошади (показаны с левой стороны). На фигуре всадника хорошо различимы элементы пластинчатого панциря.

Бляха в виде всадника-копьеносца со щитом за спиной

Рис. 1. Бляхи в виде всадников из памятника Сростки-I: 1а и 2а – лицевая сторона, 1б и 2б – тыльная сторона. Фотоснимки А.А. Тишкина. По: Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, рис. 4.


В.В. Горбунов и А.А. Тишкин дают подробное описание предмета, приведенное ниже (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, с. 179-187).

Изделие изготовлено в технике литья и представляет собой фигуру всадника верхом на лошади, показанную с левой стороны. Ее наибольшая высота 4 см, ширина 3,4 см, толщина 0,1–0,2 см. Голова и верхняя часть тела человека развернуты в полупрофиль, а нижняя часть тела и нога показаны в профиль. В обеих руках всадник держит копье с четко выделенным наконечником, направленным вверх. К поясу в наклонном положении рукоятью вперед на двух портупейных ремнях подвешен прямой меч. На теле воина просматривается пластинчатый панцирь. Нагрудные пластины более широкие. На подоле, закрывающем колено, они более узкие. Различимы также линии от нарукавных пластин. На голове изображен, вероятно, шлем с короткой бармицей. За плечами воина показан округлый щит, выступающий выше головы. В нем сделано отверстие для подвешивания изделия диаметром 0,3 см. Щит с правого края имеет выемку от литейного брака. В правой руке человек держит повод узды лошади. Лошадь изображена в профиль. У нее массивная голова с четко выделенным ухом. Хорошо различимы две передние ноги и одна задняя, а также недолитый волнистый хвост. Хвосты коней этого типа блях всегда подвязаны определенным образом, возможно, узлом, что передано волнистой линией. На голове лошади частично различимы уздечные ремни. На боку лошади (за всадником, между ногой и мечом) обозначен чепрак. Помимо отверстия для подвешивания на щите диаметром 0,35 см данная фигура имеет четыре литейных отверстия: два крупных неровных у правой руки всадника, одно мелкое щелевидное у его левой руки и одно крупное неровное между передних ног лошади. (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, с. 183).
Бляха в виде всадника-копьеносца со щитом за спиной

Рис. 2. Бляхи в виде всадников из могильника Сростки-I. Рисунки В.В. Горбунова (1а и 2а) и А.Л. Кунгурова (1б и 2б). По: Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, рис. 3.


Как отмечают В.В. Горбунов и А.А. Тишкин, «самые близкие аналогии публикуемым бляхам происходят из памятника Кондратьевка-IV, где в детском погребении были найдены два всадника-копейщика, входивших в состав ожерелья или головного убора» (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, с. 179-187). 
Бляха в виде всадника-копьеносца со щитом за спиной

Рис. 3. Бляхи в виде всадников-копьеносцев со щитом за спиной. По: Король Г.Г., 2020, рис.1.


В.В. Горбунов и А.А. Тишкин отмечают: «Все бляхи воинов со щитами, происходящие из погребений, найдены на памятниках, которые расположены в ареале сросткинской культуры (в пределах Лесостепного Алтая). Эти объекты датируются по комплексу инвентаря 2-й половиной VIII – 1-й половиной XI в. н.э. Скорее всего, произведения торевтики, изображающие конных и спешенных воинов со щитами за спиной, служили украшениями костюма и были характерны именно для сросткинской традиции. Нахождение отдельных таких блях за пределами ареала памятников сросткинской культуры (у кимаков и кыргызов) является еще одним проявлением активных контактов между соседними объединениями номадов на юге Западной Сибири, северо- западе Центральной Азии и северо-востоке Средней Азии» (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, с. 85). 

Использование блях-подвесок с изображениями всадников, в целом, характерно для тюркской культурной традиции VI–VIII вв., которая испытала определенное иранское и более сильное согдийское влияние (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2019, с. 185; Король Г.Г., 2020, с. 162).

Место обнаружения

Изделие происходит из материалов, полученных М.Д. Копытовым в 1925 году на могильнике Сростки-I. Всего М.Д. Копытов раскопал на памятнике 39 курганов, но поскольку никакой документации работ не велось, установить точное местонахождение предмета в погребении не представляется возможным (Горбунов В.В., 2010, с. 16).

Литература:
  • Горбунов В.В. Антропоморфные подвески из могильника Сростки-I // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул : Азбука, 2010. С. 16–19.
  • Горбунов, В.В., Тишкин, А.А. 2019: Металлические бляхи в виде воинов-всадников из памятника Сростки-I: история изучения, новые сведения и рентгенофлюоресцентный анализ // Теория и практика археологических исследований 2 (26), 179–187.
  • Король Г. Г. Новые находки блях в виде всадников "тюркской" традиции(раннесредневековая металлическая пластика Центральной Азии) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2020. № 2(68).