Изваяние изображает человека с косами. Оно выполнено в манере сочетающей лицевые и скульптурные традиции оформления подобных изделий тюркского времени.
Изваяние изображает человека с косами. Оно выполнено в манере сочетающей лицевые и скульптурные традиции оформления подобных изделий тюркского времени.

Фото изваяния в экспозиции музея под открытым небом (по: Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш., 2009, рис. 123).
Ниже приводится описание изваяния из работы А.А. Тишкин, Ш.К. Табалдиев и Ю.С. Бондаренко (Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024, с. 204-205).
Изваяние выполнено на переиспользованном «оленном камне» уплощенном окатанном валуне светло-серого цвета. Его верхняя часть имеет скошенность, характерную для многих таких изваяний, а низ – заостренность.
Раннесредневековая часть публикуемой статуи представляет собой антропоморфный облик. Имеется личина, выбитая контуром шириной 1,5–2,5 см. Ее высота 33 см, ширина 36 см. Изображено человеческое лицо с крупными сходящимися у переносицы миндалевидными глазами размерами 9×6 см каждый (со зрачком в центре). Показан прямой нос длиной 10 см. Его ширина у переносицы составляет 5,5 см, а у линии крыльев – 8,5 см. Ниже носа расположена линия рта длиной 11 см с чуть опущенными уголками губ. Очерчена ямка подбородка. По бокам лица выбиты уши размерами 11–11,5×5,5–6 см с условно обозначенной ушной раковиной. Линия контура лица прерывается в районе ушей, а также загибается немного вовнутрь, создавая впечатление выраженных скул. На ушах есть наметки, которые можно интерпретировать как серьги. Однако линия неявная и точного отражения нам получить не удалось. Поверхность лица «закрашена» точечной выбивкой.

Компьютерная прорисовка изображений на комбинированном изваянии (по: Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024. Рис. 5.).
Под лицом расположено шейно-нагрудное украшение (типа сложного колье или простых подвесок?) в виде восьми полос высотой 4,5–5,5 см и шириной около 1,5 см. По краям расположена фоновая конструкция в виде широких линий (6 см слева, 3 см справа и 6–7 см снизу). Из центра ее вниз отходит немного дугообразная линия длиной 11, далее формирующая сложную комбинацию, состоящую из центральной части размерами 12×10 см из четырех отходящих в стороны линий (длиной 15–21 см и шириной 2–2,5 см), которые, вероятнее всего, демонстрируют элементы одежды. От головы отходят выбитые линии, переходящие через верхнюю грань на заднюю сторону камня, где расположены восемь полноценных косичек общей длиной около 80 см и шириной 1,5–2,5 см и одна укороченная. На узких боковых гранях раннесредневековых изображений, связанных с антропоморфным образом, не выявлено (Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024, с. 204-205).
Авторы одной из публикаций изваяния А.А. Тишкин, Ш.К. Табалдиев и Ю.С. Бондаренко считают, что так как, по их мнению, нет реалий, характерных для статуй мужчин-воинов тюркского времени, можно предположить наличие на публикуемом изваянии изображения женщины (Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024, с. 205).
Приведем, также краткое описание «оленного камня» выполненное А.А. Тишкиным, Ш.К. Табалдиевым и Ю.С. Бондаренко (Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024, с. 200–208).
На «оленном камне» традиционными являются древние реалии и их расположение. Хотя есть и особенности. На лицевой стороне, вверху узкой грани, расположены всего две выбитые полосы. Ниже косых линий находится схематичное изображение кинжала. Рукоять имеет навершие овальной формы. В 3 см ниже от кинжала расположен круг. Еще ниже выявлена горизонтальная линия. На левой и правой плоскости от лицевой стороны вверху «оленного» камня были выбиты две окружности. Эти выбивки отражают серьги. К первому из рассмотренных изображений примыкает еще одна окружность с выемкой в центре, похожая на глаз. Ниже полностью не сохранившейся окружности (на правой плоскости) грубо выбит чекан или клевец. Справа от чекана (или клевца) оформлено эллипсообразное кольцо. На поверхности левой плоскости под окружностями выбиты два элемента. Один силуэт похож на изображение лука в горите. Изображение лошади размерами находится рядом с предыдущей выбивкой. На задней грани имеется остаток от выбивки в виде крючка (Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024, с. 202 изображение лука в горите 204).
Рисунок и фотография изваяния опубликованы К.Ш. Табалдиевым и А.А. Шаменова в каталоге каменных изваяний Бураны под №№ 31–33 (Табалдиев К.Ш., Шаменова А.А., 2003, с. 11). Также фото скульптуры на месте ее расположения в экспозиции музея издано Ю.С. Худяковым и К.Ш. Табалдиевым в монографии «Древние тюрки на Тянь-Шане» (Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш., 2009, рис. 123). Фотографии и компьютерные прорисовки выполнены А.А. Тишкиным, Ш.К. Табалдиевым и Ю.С. Бондаренко (Тишкин А.А., Табалдиев Ш.К., Бондаренко Ю.С., 2024. Рис. 1–5).
Место нахождение
В настоящее время размещено в экспозиции под открытым небом («саде камней») Республиканского археолого-архитектурного музея комплекса башня «Бурана».
Литература:
- Табалдиев К.Ш., Шаменова А.А. Каменные изваяния Бураны. Бишкек: Манас, 2003. 16 с.
-
Тишкин, А.А. Два в одном: использование «оленного» камня для изготовления изваяния в тюркское время (результаты фотограмметрии в Археолого-архитектурном комплексе «Башня Бурана» Кыргызстана) / А.А. Тишкин, К.Ш. Табалдиев, С.Ю. Бондаренко // Поволжская Археология. – 2024. – № 4 (50). – С. 200-208. – DOI 10.24852/pa2024.4.50.200.208.
-
Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш. Древние тюрки на Тянь-Шане. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2009. 292 с.