Роговая пластина с рунической надписью

Название:
Роговая пластина с рунической надписью
Материал: Рог
Дата: VIII в. н.э.
Размеры: 24×4×0,9 см
Место обнаружения/памятник: с. Купчегень, Республика Алтай
Музей: Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина
Коллекция: ОФ 9469
Автор и дата раскопок/сборов: М.В. Моносов
Раздел: Образец рунического письма
Регион: Горный Алтай

Роговая пластина с рунической надписью. На внешней поверхности, середина которой уплощена по всей длине, прорезаны два сквозных отверстия. Текст надписи состоит из 15 рунических знаков. Буквы выполнены уверенной глубокой резьбой.

Предмет предположительно использовался для плетения из кожаных ремешков. И.Л. Кызласов сделал подробное описание предмета, приведенное ниже (Кызласов И.Л. 1995, с. 136-137). Это крупная роговая пластина, слегка выгнутая в одну сторону соответственно природной форме ствола рога. Длина 24 см, ширина от 4 до 3 см (один конец обрезан почти прямо, другому, сужающемуся, придана полукруглая форма). Внутренняя сторона сохраняет естественное пористое строение и вогнута. На внешней поверхности, середина которой уплощена по всей длине, прорезаны два сквозных отверстия: круглое (диаметром 1,7 см) и арочное (1,7 х 0,9 см), с двумя обращенными от основания внутрь зубцами. Между этими отверстиями на краю изделия сделан еще один прямоугольный вырез с двумя зубцами. Сохранность неполная: имеются мелкие трещины, края слегка затерты. Надпись на изделии вторична. Ее знаки вырезаны уже на готовой и, вероятно, бывшей в употреблении вещи. Они наносились справа налево, встретили на пути арочное отверстие и, сломив строку, прошли ниже его. Текст состоит из 15 рунических знаков и лишен словоразделительных отметок. Буквы выполнены уверенной глубокой резьбой. Борозды имеют треугольное поперечное сечение, у которого нижний угол превышает по величине прямой (Кызласов И.Л. 1995, с. 136-137).


Роговая пластина с рунической надписью
Рис.1. Роговая пластина с рунической надписью. По: Кызласов И.Л. 2000, рис. 7.


Есть несколько переводов этой надписи:

1. Перевод И.Л. Кызласова:

Дар Алдама (имя собственное). [Боже] всемогущий, услышь (?) [меня]! (буквально: оборотись [ко мне], отзовись) (Кызласов И.Л. 1995, с. 138).

2. Перевод К. Конкобаева, Н. Усеева, Н. Шабданалиева:

Зажим (притягивающий, прижимающий инструмент) Алдама хороший, удобный (могущий) …. (Конкобаев К., Усеев Н., Шабданалиев Н., 2015, с. 177).

Надпись интерпретируется в двух контекстах: как посвятительная, сделанная на предмете, служащем приношением или как текст, усиливающий свойства предмета и обозначающий владельца.


Роговая пластина с рунической надписью
Рис. 2. Фото роговой пластины.


Роговая пластина с рунической надписью
Рис. 3. Фото надписи на роговой пластине. По: Конкобаев К., Усеев Н., Шабданалиев Н., 2015, с. 178

 

Место обнаружения


Найдена в 1987 г. близ села Купчегень Онгудайского района в Республике Алтай.

 

Литература:

  • Кызласов И.Л. Посвятительная орхонская надпись из окрестностей д. Купчегень // Известия лаборатории археологии: Межвузовский сборник научных трудов.- Горно-Алтайск, 1995. С. 136-148.

  • Кызласов И.Л. Памятники рунической письменности в собрании Горно-Алтайского краеведческого музея // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2000. №5. С.87

  • Конкобаев К., Усеев Н., Шабданалиев Н. Атлас древнетюркских письменных памятников Республики Алтай. Астана: «Ғылым» баспасы, 2015. 368 с.