Подвеска в виде портретной личины – мужчины в островерхом шлеме

Название:
Подвеска в виде портретной личины – мужчины в островерхом шлеме
Материал: Бронза
Дата: 2-я пол. IX – 1-я пол. XI в. н.э.
Размеры: 3,16×1,8×0,2 см
Место обнаружения/памятник: Сростки-I, курганный могильник
Музей: Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки
Коллекция: ОФ 1/15. Инвентарь 2010 г. (старый инв. № 849)
Автор и дата раскопок/сборов: М.Д. Копытов, 1925 г.
Раздел: Предметы торевтики/декоративно прикладного искусства
Регион: Лесостепной Алтай

Подвеска имеет фигурный щиток с изображением лица мужчины в шлеме. Миндалевидные глаза, выдающиеся скулы, прямой узкий нос, длинные усы с поднятыми концами, остроконечная борода – демонстрируют типичную манеру изображения лиц характерную для тюркских изваяний. Островерхий головной убор, вероятно, является сфероконическим шлемом.

Подвеска в виде портретной личины – мужчины в островерхом шлеме

Рис. 1. Подвеска в виде портретной личины. Фото и рисунок. Рисунок по: Горбунов В.В., 2010, рис. 1-3).


У него различим обруч с небольшим треугольным переносьем, выше которого по центру тульи выделена налобная пластина треугольной формы. Поверхность тульи разлинована вертикально-наклонными линиями, видимо, передающими узкопластинчатую структуру купола. Навершие шлема оформлено в виде петли служащей для подвешивания изделия (Горбунов В.В., 2010, с. 17-18). 
Ближайшей аналогией данной подвеске является мужская личина в шлеме из уже упоминавшейся д. Колмакова, а также матрица такой личины с Алтая (Король Г.Г., 2008, с. 103, рис. 24-1-3). Стилистически к этой серии примыкают еще две подвески из сросткинских погребений: мужская личина в шлеме с Гилево-ХII и мужская личина с прической вместо шлема из Чинеты-II (Горбунов В.В., 2010, с. 17-18; Горбунов В.В., Тишкин А.А., Фролов Я.В., 2016, с. 67).
Антропоморфная подвеска из Сросток-I датируются по всему инвентарному комплексу памятника 2-й половиной IX - 1-й половиной X вв. н.э. Аналогичные им изделия из других памятников сросткинской культуры позволяют определить время бытования таких подвесок у населения Лесостепного Алтая в пределах 2-й половины VIII - 1-й половины XI вв. н.э. (Горбунов В.В., 2010, с. 19).
Подвеска в виде портретной личины – мужчины в островерхом шлеме

Рис. 2 Матрицы для изготовления личин и подвески-личин. По: (Король Г.Г., 2008, рис. 24)


Данные находки нередко встречаются в женских и детских погребениях кимаков и в захоронениях сросткинской культуры. Для всех этих предметов характерны каноничные приемы передачи лица человека, схожие с традицией изображений на тюркских каменных изваяниях. В целом среди произведений торевтики сросткинской культуры бляхи-личины составляют отдельную группу, наряду с подвесками в виде конных и пеших воинов и сердцевидными накладками на ремни конской амуниции, в центре которых изображены мужские головы (Горбунов В.В., Тишкин А.А., Фролов Я.В., 2016, с. 67)
Подвеска в виде портретной личины – мужчины в островерхом шлеме

Рис. 3. Средневековые портретные личины из Саяно-Алтая. По: (Король Г.Г., 2017, рис. 1.-1–15)


Существует мнение, что в Средневековье был типологический шаблон (миндалевидные глаза, брови вразлет, нос с широкими крыльями), в соответствии с которым художники изображали воинов тюркского происхождения. В конце I тыс. н.э. усы и борода демонстрировали социальный статус мужчины (Король Г.Г., 2017, с. 61). Подобные изображения связаны с тюркской традицией поклонения духам предков. Наделение подобных украшений охранительными, придающими силу и стойкость, а также благопожелательными функциями представляется их главным смысловым содержанием. Здесь следует вспомнить понятие qut (қут), связанное в культурных традициях народов тюркоязычного мира и его соседей, а также в древнетюркском языке с понятиями «дух, душа, жизненная сила, благо, благодать, достоинство, величие и т.д.». (Король Г.Г., 2017, с. 63).
Место обнаружения:
Изделие происходит из материалов полученных М.Д. Копытовым в 1925 году на могильнике Сростки-I. Всего М.Д. Копытов раскопал на памятнике 39 курганов, но поскольку никакой документации работ не велось, установить точное местонахождение предмета в погребении не представляется возможным (Горбунов В.В., 2010, с. 16).

Литература
  • Горбунов В.В. Антропоморфные подвески из могильника Сростки-I // Торевтика в древних и средневековых культурах Евразии. Барнаул : Азбука, 2010. С. 16–19.
  • Горбунов В.В., Тишкин А.А., Фролов Я.В. Раннесредневековая антропоморфная подвеска из Краснощековского района Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXII. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. С. 53–68.
  • Король Г.Г. Искусство средневековых кочевников Евразии. Очерки. Москва ; Кемерово : Кузбассвузиздат, 2008. (Труды Сиб. Ассоц. исследователей первобытного искусства. Вып. V). 332 с.
  • Король Г. Г. Реалистичные образы  - "личины" в средневековой Центральной Азии: портрет или символ // Вестник Томского государственного университета. История.  2017.  № 49. С. 60-65.