До настоящего времени ведутся споры о функциональном назначении подобных предметов, но находки игл внутри изделий сходного типа наглядно свидетельствуют об их предназначении (Митько О.А., 1991, с. 101-109).
Рис.1. Игольник. Фото С.В. Семенова по: Археология Алтая: Новые исследования. Выставка. Барнаул, 2017.
Как отмечает Г.Г. Король, «происхождение мотива парных рыб и такой же формы украшений-подвесок восходит к древнекитайскому искусству. Там он считается древнейшим из известных, популярным вплоть до современности символическим мотивом. Пара золотых рыб – распространенный буддийский символ счастья и единства. Как отголосок буддийской символики, он широко известен в традиционном искусстве народов Саяно-Алтая» (Король Г.Г., 2007 с. 99).
Буддийская символика на предметах торревтики свидетельствует о связях населения Большого Алтая с Китаем и, возможно, импортном происхождении данного типа изделий.
Данные находки нередко встречаются в женских и детских погребениях кимаков и в захоронениях сросткинской культуры.
Рис. 2. Графическое изображение игольника. По: Тишкин А.А., Дашковский П.К., Горбунов В.В., 2004, рис. 1-1. Рисунок А.Л. Кунгурова.
Место обнаружения
Изделие обнаружено в ходе работ экспедиции под руководством П.К. Дашковского на могильнике Чинета-II в Краснощековском районе Алтайского края (северо-западные предгорья Алтая). Игольник найден в кургане № 6 в захоронении младенца. Автор раскопок отнес данное захоронение к сросткинской культуре и датировал его второй половиной IX в. (Тишкин А.А., Дашковский П.К., Горбунов В.В., 2004, с. 412-413).
Литература: