Алтайская правда: В Барнауле открылась фотовыставка «Грани кочевой культуры в XXI веке»
Удивительные истории из жизни современных кочевников, пейзажи горной Киргизии и портреты киргизских ремесленников, скотоводов, снимки традиционной одежды, утвари, юрт, войлочные ковры и другие элементы кочевого быта представлены на фотовыставке «Грани кочевой культуры в XXI веке», которая открылась одновременно в Алтайском госуниверситете и Центре кочевой цивилизации имени Курманжан Датки Киргизии. На выставке экспонируется более 100 фотографий.
Историческое путешествие
Экспедиция началась в сентябре с сел и стойбищ скотоводов Иссык-Кульской и Нарынской областей. В состав поездки вошли ученые-этнографы, этносоциологи и музейные работники, представляющие двенадцать вузов России и Кыргызстана.
Организатор экспедиции – Иван Назаров, директор Института истории и международных отношений, доцент АлтГУ. Он вместе со своими коллегами совершил поездку с целью зафиксировать современные явления кочевой кыргызской культуры и сравнить их с кочевыми традициями алтайских и тюркских народов Большого Алтая.
Особенности культуры
– Нельзя сказать, что это простое приключение или веселая туристическая поездка, мы во многом ощутили на себе особенности кочевого быта. Чуть ли не каждый день перемещались в новый населенный пункт, обустраивали быт, знакомились с людьми и стойко переносили сложности, – вспоминает Иван Назаров.
Ловля за хвост
За 10 дней исследователи посетили 14 населенных пунктов и высокогорных скотоводческих стойбищ. Преодолели в общей сложности более 3000 км.
По словам Ивана Назарова, в процессе глобализации современного мира традиции уходят на второй план. Ученым-этнографам приходится буквально их ловить за хвост. Культура кочевников, которая насчитывает несколько тысяч лет, позволила объединить многие этнические массивы, освоить новые территории.
– Мы и сегодня видим, что во многих регионах планеты есть сохранившиеся элементы кочевой культуры. Пример тому – и Россия, и Киргизия, – отмечает Назаров. – Традиции кочевников воплощаются в современной ремесленной деятельности, например сконцентрированной вокруг Иссык-Куля.
Этому народу сегодня гораздо сложнее конкурировать с другими формами хозяйства, он постоянно испытывает давление прогресса. Например, вместо лошади появляется машина. А вместо игрушек – гаджеты. Но кочевники продолжают жить без электричества, компьютеров, Интернета. Можно ли назвать их счастливыми?
– Думаю, да, – отвечает Иван Иванович. – Я видел, как родители заботливо относятся к детям, какой уют они умеют создать. Они во всем помогают друг другу и просто живут.
Большие мастера
Участники экспедиции побывали в деревне Кызыл-Туу, которая получила статус «город ремесленников». В ней проживает 1800 человек, и практически все задействованы в производстве юрт.
– В каждом дворе есть мастер, который может либо изготовить какой-то отдельный элемент юрты, либо полностью возвести жилище, – вспоминает исследователь. – Когда мы находились там, к жителям поступил заказ на изготовление 14 юрт. Вся деревня буквально кипела в работе.
Юрта словно термос. Снаружи там войлок, внутри она обшита циновкой – это позволяет удерживать тепло, ведь в горах большие перепады температур.
Иван Иванович считает, что им везло во время путешествия. Так, они застали несколько семей, которые завершали кочевание летнего цикла и разбирали свой лагерь. Ученые смогли зафиксировать моменты их жизни, связанные с перекочевкой на зимнее пастбище.
– Мы даже прикоснулись к истории. Помогали людям в демонтаже юрт. Это сложный и трудоемкий процесс, – делится Назаров.
Еще одно достижение их культуры – войлочные ковры. Научная команда в разных деревнях наблюдала, как местные жители изготавливают ала кийиз – пестрые войлочные ковры. Это плетение узорных циновок из степного растения чиа, обмотанного разноцветными шерстяными нитями. Ковер делают как маленьким, так и большим, покрывающим все жилище.
– Наши предки рождались на войлоке и носили войлочную одежду. Согласно традиционным представлениям, войлок оберегал людей от злых духов и вражеских сил, а также спасал от холода и зноя. Всем нам хорошо известно, что кыргызы с древних времен жили, провожали и до сих пор продолжают провожать в последний путь своих близких в войлочных юртах, – рассказывает Иван Иванович.
Прародина – это Алтай
Путешественники, посетившие Кыргызстан, говорят, что реальность здесь превосходит все ожидания. Эта страна поражает гостей разнообразием климатических поясов, природных ландшафтов, растительного и животного мира. Часть предметов, собранных в экспедиции, и сами фотографии поступят на хранение в Центр кочевой цивилизации имени Курманжан Датки.
– У меня был кыргызский колпак, – улыбается Иван Иванович. – Я в нем ходил, когда было холодно, местный житель увидел меня в нем и спросил: «Кто ты по национальности?» – «Русский», – ответил я. «Откуда ты?» – снова задал вопрос мужчина. «С Алтая», – добавил я.
Он заулыбался и сказал: «Тогда ты точно кыргыз». Оказалось, что Алтай их прародина – территория, где произошло формирование и откуда они впоследствии переселились.
Так что все мы немного кыргызы.