Интерфакс: Музеи сибирских университетов Большого Алтая договорились обмениваться виртуальными экспонатами
Историки и IT-специалисты университетских музеев Хакасии, Кемерово, Барнаула, Новосибирска и Горно-Алтайска договорились об обмене виртуальными экспонатами тюркского времени, сообщает информационное агентство «Интерфакс-Россия».
На состоявшейся онлайн-сессии в АлтГУ, в которой приняли участие представители университетских музеев соседних с Алтайским краем регионов, директор Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ Ярослав Фролов презентовал коллегам сайт виртуального музея «Большой Алтай — прародина тюрков». На этой платформе уже доступны несколько десятков 3D-моделей артефактов из семи музеев Сибири и Казахстана: каменные изваяния, оружие, предметы декоративно-прикладного искусства и украшения. Благодаря технологиям визуализации, предметы удобно рассматривать в многократном увеличении, перемещать и изучать в разрезе.
По словам Фролова, задача виртуального музея, созданного в АлтГУ в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая», — облегчить доступ специалистов к археологическим памятникам тюркского времени и в будущем стать научно-образовательной онлайн-площадкой, где будет в комплексе представлено богатое историко-культурное наследие тюркских народов Большого Алтая.
По словам заведующего учебно-экспериментальной лабораторией информационных систем Хакасского госуниверситета им. Н. Ф. Катанова Дмитрия Яковлева, на базе лаборатории открыт учебный проект по созданию 3D-моделей археологических артефактов. В проекте участвуют студенты и школьники, в том числе учащиеся образовательного центра «Сириус». Уже сейчас выполнено около 30 цифровых копий. Пока что их нет в свободном доступе, однако специалисты готовы поделиться результатами работ с коллегами из АлтГУ. Запуск платформы с виртуальными артефактами крупных археологических комплексов Хакасии (Оглахтинская крепость, курган «Барсучий лог») планируется в начале лета.
Сотрудники Хакасского национального краеведческого музея создали виртуальную экскурсию по Салбыкскому кургану на базе шлема виртуальной реальности Oculus Quest. Человек в VR-шлеме видит реконструкцию быта представителей тагарской культуры, к которой относится памятник, и процесс строительства кургана. Экскурсия напоминает компьютерную игру, но без конечного результата: много живых персонажей, с помощью контроллеров можно «брать» предметы руками.
Еще одна новая технология, о которой шла речь на сессии IT-специалистов из университетских музеев, — использование дронов. Результатом исследований с помощью дронов стала 3D-модель археологического комплекса в долине реки Сентелек — урочища Балчикова-3, единственного крупного комплекса разновременных памятников, включающего «царский» курган пазырыкской культуры, в районе северных предгорий Алтая.
«Взаимодействие исторических наук и цифровых технологий открывает дополнительные возможности для исследования и демонстрации археологических объектов. Потенциал этого сотрудничества довольно большой — в музеях Алтайского края и соседних регионов хранятся интересные археологические материалы, которые еще ждут своего воплощения в 3D-формате. Цифровизация делает археологическую историю более наглядной и создает объемную цветную картинку, в результате детали тюркского мира проступают все более отчетливо», — приводятся в сообщении слова заместителя руководителя НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессора АлтГУ Сергея Грушина.