Научная Россия: Тюркско-монгольский мир – перспективы исследований в интервью с руководителем центра «Большой Алтай» Сергеем Землюковым
Руководитель проекта «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», президент Алтайского государственного университета, профессор, доктор юридических наук Сергей Землюков дал большое интервью порталу «Научная Россия». Он рассказал о новых направлениях работы, обучающих программах, поводе для гордости и планах на будущее.
Тюрко-монгольская цивилизация зарождалась на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии с VI по VII вв. Сегодня это территория Большого Алтая, которая связывает различные государства Центральной Азии, объединяющие в себе множество этносов и конфессий. Это разнообразие образовало «узел» вопросов и научных проблем, который по силам распутать только совместными усилиями ученых. Решением этой непростой задачи стал Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», созданный для реализации проекта «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» в 2019 году.
Результаты проекта впечатляют: 81 научная статья, 10 из которых вошли в базы Scopus и WoS. Но самое главное – у ученых из разных стран и областей знаний появилась уникальная площадка для взаимодействия. Ведь изучение территории и ее жителей не ограничивается знаниями в области культурологии и регионоведения.
Ваш Центр достаточно молодой. Какие у вас сложились основные направления работы?
Работа по изучению территории Большого Алтая как исторического центра тюрко-монгольского мира ведется уже 10 лет. Учеными АлтГУ накоплен большой опыт по изучению различных аспектов археологии и истории тюркских народов. Поэтому неслучайно именно на базе нашего университета был создан Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». Сейчас мы работаем в трех направлениях – научном, образовательном и информационном.
Научная деятельность Центра – шесть международных проектов, в которых принимают участие около 100 ученых из вузов-партнеров. Это не только российские ученые, но также наши коллеги из Казахстана, Киргизии, Монголии и Узбекистана. В этом году мы провели две научных экспедиции. В августе – археологическую экспедицию на Царский курган в долине реки Сентелек на Алтае. В сентябре – международную этнографическую экспедицию с участием 20 ученых из России и Кыргызстана. Готовятся к печати монографии «Кыргызско-алтайские этногенетические культурные связи», первый том «Летописи тюркской цивилизации», «Антология героического эпоса шорцев: сборник памятников устного народного творчества тюркских народов», «История политических и правовых институтов тюркских народов».
Образовательная деятельность проекта направлена, прежде всего, на создание международных магистерских программ, а также работу с молодыми учеными из России, стран Большого Алтая и Центральной Азии. В 2020 году на базе АлтГУ начала работу Международная школа молодых ученых – тюркологов и алтаистов. Основная цель – объединить молодых ученых в рамках единого историко-культурного пространства тюркского мира Большого Алтая, а также ввести магистрантов и аспирантов в научную среду современной тюркологии, познакомить их с ведущими учеными и, конечно же, дать возможность презентовать собственные результаты исследований.
В школе уже приняли участие более 300 магистрантов, аспирантов и молодых ученых-тюркологов из России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана и Венгрии. В рамках образовательного направления начала работу и открытая образовательная платформа «Цифровой Большой Алтай», где разработано и размещено 120 онлайн-курсов для магистрантов, 10 из них – на иностранном языке. В ноябре в АлтГУ были проведены обучающие онлайн-курсы для учителей и преподавателей Казахстана и Кыргызстана. Участие приняли более 300 человек.
Информационное направление работы Центра реализуется во взаимодействии с партнерами – это почти 20 вузов и научных центров в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Монголии. Задача состоит в том, чтобы выработать непрерывный диалог, а также сформировать общие подходы к пониманию единого медиапространства Большого Алтая. Мы хотим интегрировать ученых стран Центральной Азии, восстановить исторические связи с соседними азиатскими государствами и создавать совместные научно-образовательные проекты на инновационных онлайн-платформах и площадках.
Вы создаете также учебные программы?
В 2021 году на международные магистерские программы по темам «Большого Алтая» в Алтайский госуниверситет поступили учиться 75 студентов из стран Центральной Азии. Пять международных магистерских программ «Большого Алтая» охватывают естественно-научный, социально-экономический и гуманитарный профили. Они разработаны совместными усилиями ученых из Алтайского госуниверситета и других ведущих университетов Кыргызстана и Казахстана.
Наибольшее количество магистрантов учится на экономическом профиле – «Трансграничная торговля в Центральной Азии: менеджмент и маркетинг». Вторая по численности магистерская программа – «Этника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках». Популярностью пользуется и программа по географии «Пространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии». Также проходит обучение по программам «Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии» и «Социальная безопасность медиапространства Большого Алтая».
На будущий год добавятся новые программы: «Тюркология», «Политика и экономика регионов Азии», «Этнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии», «Цифровые технологии анализа данных для устойчивого развития регионов Северной и Центральной Азии», «Правовые системы тюркских государств: обеспечение интеграционных процессов.
Все магистерские программы учитывают межкультурную специфику, в их основе – всестороннее и многогранное изучение Центральной Азии, поэтому после окончания обучения выпускники станут востребованными специалистами не только в России, но и на мировом рынке труда.
Среди областей знания, которыми занимается ваш Центр, наряду с привычными (археология, культура, этнография) есть совершенно неожиданные – право, медиа, межконфессиональные отношения. Какие проблемы рассматриваются здесь?
Давайте по порядку. Деятельность научной группы «Комплексный анализ политико-правовых систем в тюрко-монгольском мире Большого Алтая» направлена на изучение становления, эволюции и современного состояния политической и правовой систем стран тюрко-монгольского мира.
Группа «Тюрко-монгольский мир в медиапространстве Большого Алтая» занимается изучением отражения тюркологии и тюркского мира в СМИ, а также анализом социальных стереотипов, формируемых у жителей стран Большого Алтая и Центральной Азии публикациями по интересующей нас тематике.
Тема межконфессиональных отношений в странах Большого Алтая предполагает изучение этнокультурных и этноконфессиональных процессов в трансграничном пространстве Большого Алтая, охватывающем приграничные регионы России, Казахстана, Монголии и Китая. Дело в том, что в приграничных регионах идет интенсивный процесс взаимодействия носителей разных культур, языков, мировоззрений. Например, в Республике Тыва, изучением этноконфессиональных процессов которой занимается группа во главе с профессором Петром Дашковским, одновременно сосуществуют буддийские, православные, шаманские и протестантские организации. И это ставит очень важные вопросы для исследования.
Каким проектом вы на сегодняшний день гордитесь больше всего?
Прежде всего, виртуальным музеем «Большой Алтай – прародина тюрков». Это перспективный проект, нацеленный в будущее, т.к. перед нашими учеными стоит грандиозная задача собрать на одной площадке 3D-модели артефактов тюркского времени из музеев России и стран Центральной Азии.
Во-вторых, тем фактом, что уже готовится к печати первый том международной коллективной монографии «Историческая летопись тюркского мира Большого Алтая». Он посвящен описанию процессов жизни тюркских народов в период с VI по XI века. Планируем, что в течение ближайших лет получится масштабное исследование в пяти томах.
Ну, а главное, мы гордимся тем неподдельным интересом университетского и академического сообщества стран Центральной Азии к нашему проекту, который мы увидели в этом году, и это вселяет большой оптимизм.
Какие у вас планы?
Наша первостепенная задача – доработать те проекты, которые мы начали. Пока мы только наощупь подходили к некоторым задачам, искали новые пути. Но главная цель остается неизменной – это объединение вокруг нашего проекта большого международного академического сообщества.