«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?
21 июля 2024
В Алтайском госуниверситете прошла Международная Школа молодых ученых – историков, тюркологов и алтаистов «Раннесредневековые общества Большого Алтая. Человек и природная среда». Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня, – информационный канал «Вестник Кавказа» узнал у ученых АлтГУ.

Больше полусотни студентов, магистрантов и докторантов из разных регионов России, Казахстана и Киргизии собирались, чтобы послушать лекции экспертов на темы, связанные с историей и взаимодействием славяно-тюркских народов, археологическими и этнографическими исследованиями, анализом медийной аналитики в изучении тюркского мира, монетами Западно-Тюркского каганата, смешением религиозных убеждений в ритуальной жизни женщин Узбекистана, а также с опытом социально-политического влияния Турции в Центральной Азии.

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

Ректор Алтайского госуниверситета Сергей Бочаров рассказал «Вестнику Кавказа»:
– Ежегодно в рамках научно-образовательного центра «Большой Алтай» мы проводим десятки мероприятий. Это и круглые столы, и мероприятия высокого уровня такие, как Алтаистический форум, который прошел в прошлом году и состоится в следующем. А в промежутках, тоже через год, мы организуем Международный образовательный форум «Алтай-Азия». В этом году он пройдет в начале октября. Это только самые крупные мероприятия, и все они так или иначе крутятся вокруг темы Большого Алтая.

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

Бочаров объяснил также, что подразумевается под Большим Алтаем:
– Это центр возникновения тюркской цивилизации. Те тюрки, которые сейчас компактно проживают в Кыргызстане, в Казахстане, считают его своей родиной. Потому что здесь найдены исторические памятники, отсюда родом поэт Манас. Потом тюрки расселились по всему миру фактически. Алтайский государственный университет выстроил несколько направлений исследований, основываясь на археологических памятниках, на археологических раскопках. Мы изучаем, где и как зарождались и развивались эти тюркские народы, древний уклад, экономику, взаимодействие с другими народами. Большой блок исследований связан как раз с тем, как коммуницировали между собой тюркские и славянские народы, которые тоже проживали на этой территории. В отличие от других территорий, где народы друг друга агрессивно пытались подавлять, на нашей территории были выстроены другие формы существования. Народы развивались, друг друга поддерживали через экономические, хозяйственные процессы и обмены научными знаниями.

Наша задача – такое миролюбивое мировоззрение продемонстрировать всем, прежде всего, молодежи центрально-азиатских государств и нашим тюркским народам, которые проживают на территории РФ, поделиться этими знаниями. В этой связи мы уделяем особое внимание организации таких летних школ для того, чтобы молодые ребята, молодые ученые приезжали, послушали о том, что мы смогли наработать. Мы стареемся вовлечь их в проекты, чтобы они дальше самостоятельно проводили научные исследования.

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

Директор НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета Юлия Лысенко:
– Международная летняя школа тюркологов и алтаистов стала брендом на пространстве РФ и в странах Центральной Азии. Это системная работа. Мы перед собой поставили цель – создать площадку, где будем собирать молодых ученых-исследователей, связанных с изучением истории своих тюркских народов: казахского, кыргызского, узбекского и так далее. Эта системная работа ведется четыре года. И сегодня мы присутствуем на открытии уже IV Международной летней школы. Сюда мы приглашаем для чтения лекций ведущих специалистов, работающих не только в России, но и в странах Центральной Азии в области алтаистики и тюркологии. У ребят появляется уникальная возможность лично встретиться с учеными, получить информацию. <…> Название школы экстраполируется и на современность. Мы ставим свои задачи, чтобы в рамках нашей школы ребята не зацикливались на изучении только своих этносов. Мы хотим сформировать представление о том, что у всех этих народов общая история, история тюркской цивилизации, которая насчитывает много столетий, у которой была своя письменность, сформировались свои ментальные представления о природе, о божествах. У героев эпосов разные имена, а содержание, нити этих легенд в принципе одинаковые. Мы хотим, чтобы ребята интегрировали свои этнические истории в нашу общую историю и в дальнейшем выходили за узкие региональные рамки изучения тюркской цивилизации, мыслили более масштабно, более фундаментально, с позиции евразийцев.

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

Объясняя выбор темы «Ранние средневековые общества Большого Алтая. Человек и природная среда», Юлия Лысенко заметила:
– Учеными Алтайского госуниверситета доказано, что колыбелью тюркской цивилизации является Алтай, Большой Алтай. Сегодня этот регион разделен территориально между четырьмя государствами: Китай, Монголия, Казахстан, Россия. Но в те древние времена, когда происходило становление, зарождение тюркской цивилизации был один такой макрорегион, где проходили общие процессы. Позиционирование Алтая как родины всех тюркских народов – главная идея, которой мы стараемся придерживаться, и позиционируем Алтай как центр притяжения, центр силы. Представители тюркских народов, приезжающих сюда, должны почувствовать себя как дома, почувствовать себя на исторической родине. Что касается части «Человек и природная среда», то мы имеем в виду, что горная система со степными предгорьями формировала определенный хозяйственно-культурный тип, мироощущение, миропонимание, религиозные представления. Человек зависит от природной среды. Мы приглашаем специалистов по этническому природопользованию, по экологии, традиционному природопользованию, чтобы ребята слушали и понимали, как бережно к природе относились наши предки, чтобы учились чему-то. Такой воспитательный момент тоже присутствует.

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

 Заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Алтайского госуниверситета Сергей Усольцев заявил «Вестнику Кавказа»:
– Летняя школа – долгосрочный проект в рамках НОЦ «Большой Алтай». Сейчас проходит уже четвертая Школа молодых ученых, историков, тюркологов и алтаистов. В этом году мы проводим летнюю школу в помещении, но обычно она проходит на природе, в горах, на базах Алтайского государственного университета, в Чемале или Чарыше, с посещением археологических раскопок. Это, конечно, очень интересно, увлекательно. Участники вместе едят, живут, сидят у костра, поют песни, слушают лекции, общаются друг с другом. Надеемся, что пятая летняя школа опять пройдет среди сосен, под журчание горной реки. Это работа систематическая, рассчитанная на много лет. Летняя школа – самая праздничная и торжественная, поскольку люди заводят новые знакомства, это всегда выстраивание горизонтальных связей. Так создаются основы для будущего, для будущих исследований, взаимодействия в науке. Между собой общаются эксперты и студенты. Всё это ради молодежи - кто-то, может быть, решит, что он будет ученым. В этом году к нам приехали ребята из нескольких городов Казахстана (Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар); из Кыргызстана; из России (Кызыл, Абакан, Барнаул).

«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?

Комментируя тему летней школы «Ранние средневековые общества Большого Алтая. Человек и природная среда», Усольцев заметил:
– Мы задаем хронологические рамки – раннее средневековое общество. Потому что это время формирования тюркского этноса, распространения тюркских народов. Но мы всегда выходим за хронологические рамки. Невозможно все исследования жестко впихнуть в какие-то хронологические рамки. Это касается и географии: мы говорим про Большой Алтай, но всегда есть лекции, которые расширяют эту географию. Всегда будут специалисты, которые прочитают лекции и по Поволжью, и по Кавказу, и по Кыргызстану, который не входит в регион Большого Алтая. У нас есть кыргызские эксперты и кыргызские студенты. Поэтому мы каждый раз не очень строго придерживаемся заданных хронологических и территориальных рамок. «Человек и природная среда» – тематическая ориентация, потому что, когда мы проводим летние школы на природе, всегда хотим показать, в какой природной среде обитали те народы, которые мы изучаем. Изучать историю народов, сидя в библиотеке с кондиционером – это одно дело, а понимать на собственном опыте, в каком ландшафте, в каком климате, в каких условиях жили те люди, историю которых мы изучаем, это очень важно.

Источник.
«Вестник Кавказа»: Почему проблемы раннесредневековых обществ Большого Алтая актуальны сегодня?