«За науку!»: Археология on-line
Дверь открывается c легким шумом – я попадаю в прохладную атмосферу таинственной древности. Вокруг все замерло в далеких тысячелетиях до нашей эры. «ЗН» пришла в Музей археологии и этнографии Алтая, чтобы рассмотреть экспонаты и обсудить ход раскопок, производимых Научно-образовательным центром алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». У дверей меня встречает директор музея Ярослав Владимирович Фролов.
Он поправляет очки, улыбается, рассказывает:
– Показать все находки «Большого Алтая» физически нет возможности: многие находятся в музеях других городов России и Казахстана. Однако в рамках проекта мы создали отдельный блок, который называется виртуальный музей. Там представлены 3D-модели наиболее знаковых предметов по тюркской тематике. Их можно покрутить-повертеть, в общем, рассмотреть со всех сторон.Я заглядываю в виртуальный музей, чтобы убедиться, насколько это увлекательно. Он не только удобно поделен на разделы, но и имеет простую навигацию. Оружие, инвентарь и другие результаты раскопок можно действительно крутить, как хочешь. Конечно, по словам Ярослава Владимировича, на изнанке находок обычно ничего примечательного нет. Однако, находясь в музее, мы редко можем видеть ее. К тому же информационные справки у каждого экспоната позволяют больше узнать о каждом предмете, а возможности различного освещения дают шанс разглядеть все детали.
– Например, вот это каменное изваяние, – подводя меня к древнему идолу из камня в композиции подобных фигур, говорит археолог. – Это воин. На поясе у него сабля, одна рука на ее рукояти, а во второй – сосуд. Согласитесь, что даже не обратили бы внимания на эти детали, если бы я их сейчас вам не назвал?
Пока я увлеченно рассматриваю идола сначала в своем телефоне, а после уже здесь, в реальности, Ярослав Владимирович продолжает:
– А ведь вещи, изображенные на этом каменном изваянии, вполне реальны. Подобные есть и в нашем музее. И сосуды, и мечи, и элементы одежды. В виртуальном музее стараемся больше отразить объемные предметы, те, которые сложно полноценно воспринимать в двухмерных изображениях – фотографиях и рисунках. Планируем расширять базу 3D-моделей.
Мы осматриваем зал. Витрины подсвечены приятным белым сиянием, на полках самые разные находки. Мне не терпится спросить о каждой. Ведь почти невозможно представить, что этими предметами пользовались древние кочевые племена, у которых не было элементарных благ цивилизации! А сегодня увидеть их может любой желающий… И тут меня заставляет замереть витрина с зеркалами. А как вообще в древности делали зеркала?
– Это бронзовые диски, которые натирали до блеска, чтобы увидеть свое отражение. Использовались для зеркал также серебро и бронза с примесью олова, что придавало ей белый оттенок. Центром по производству зеркал, между прочим, был Китай. И если сейчас у нас есть выражение «китайская подделка», то тогда, наоборот, копировать пытались именно китайские изделия. Зеркала от времени загрязнены и помутнены, выглядят совсем не похожими на те, которые стоят в каждом доме или офисе. Я пытаюсь разглядеть в зеленоватом диске свое отражение – ничего не выходит.
– Кстати, в Китае создавали особые, волшебные зеркала. Помимо изображенных на них фантастических сценок, вроде всадников на птицах, было у зеркал необыкновенное свойство. Если таким зеркалом поймать солнечный луч и направить его на стену, то на стене проявится изображение с обратной стороны изделия. Никто не знал, как такое возможно, и много лет такая технология оставалась загадкой.
Еще я узнаю, что волшебные зеркала встречаются нечасто. Гораздо чаще в захоронениях можно отыскать поясные наборы, кинжалы, луки (даже иногда со стрелами), колчаны. Я замечаю, что древки у стрел раскрашены в разные цвета: оказывается, так делали, чтобы не запутаться и подобрать к нужной ситуации стрелу с подходящим наконечником. Например, наконечники томар с тупой массивной головкой во время охоты позволяли не повредить шкуру зверя.
Тюрки были кочевниками, их жизнь была плотно связана с лошадьми. В захоронениях можно встретить не только конскую упряжь, но и самих животных. В женских погребениях чаще встречались украшения: серьги, бусы, редко браслеты, зеркала, в том числе кусочками. Кусочки зеркал либо имели сакральный смысл, либо таким образом передавались по наследству, разламываясь между всеми дочерьми. Экспансия тюрков была такой широкой, так как они достигли успехов в технологиях.
Я рассматриваю несколько картин-реконструкций тюркских воинов и замечаю, что они правда были хорошо обмундированы. Кстати, реконструкцией доспехов для музея занимается профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии В. В. Горбунов. Все они сделаны по находкам: доспехи из металлических пластин, скрепленных кожаными ремешками, лежат неподалеку.
Ярослав Владимирович подмечает, что сейчас особенным интересом пользуются тюркские оградки. Есть три вида находок по данному периоду: поселения, погребения и оградки. Оградки – это прямоугольные культовые объекты, окруженные каменными плитами, внутри которых редко можно найти предметы. Максимум угли или разбитую посуду. Но недавно в ходе раскопок в тюркской оградке урочища Чебурак (Чемальский район Республики Алтай) археологами нашего университета были найдены зеркало и набор конской упряжи – такая неожиданная профессиональная радость!
Напоследок я подхожу к наскальным изображениям, помещенным в музей на фрагментах скал. И тут же испытываю крайнее недоумение: узнаю, что это – всего лишь копии! А ведь выглядят точь-в-точь камень.
– Такие копии делают из особого материала: искусственного камня с добавлением других элементов. А вот чтобы получить рисунок, нужно сделать силиконовую форму, – объясняет Ярослав Владимирович, указывая на большой фрагмент скалы с изображением лучников и оленей. – Такие формы накладывают на скалу-оригинал, чтобы отпечатать изображения. После заливают раствором. Копии изначально белые, их реалистичный окрас – заслуга художника. Кстати, несколько таких камней у нас выставлены на улице, никто и не замечает разницы. Можно сказать, мы проводим эксперимент: как долго копии продержатся под открытым небом? Результат радует, свой внешний вид они сохраняют около двух лет, но в случае чего их легко может восстановить художник.В планах на ближайшее время у музея запустить интерактивный визуальный курс, который позволит в режиме онлайн обойти весь зал и узнать о каждом экспонате. Посетить экскурсию можно здесь.