Зарубежное регионоведение, профиль "Этника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках"

Развитие глобального информационного пространства актуализирует этнические ценности, появляются новые смыслы и связи в культуре тюрко-монгольских народов Большого Алтая, что ярко проявляется в современных арт-практиках. Импульсом к развитию этой сферы становятся креативные индустрии, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий. Решающую роль на этом этапе развития художественного рынка будут играть компетентные кадры и проектные команды, способные активно разрабатывать и реализовывать стратегии культурно-просветительской деятельности в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия с зарубежными странами и регионами.

Учреждения по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических и иных контактов на территории Большого Алтая также будут заинтересованы в модернизации управления, т.к. государство, как инвестор, уже в ближайшем будущем будет вынуждено дифференцировать финансирование в зависимости от эффективности управления в организации проектов международного профиля. Таким образом, спрос на специалистов, знающих специфику этники тюрко-монгольского мира на территории Большого Алтая, постепенно формирующийся в настоящее время, может резко вырасти в ближайшие годы.

Лариса Ивановна Нехвядович, д-р иск., проф., руководитель программы
Зарубежное регионоведение, профиль "Этника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках"

Особенности

Обзор международного рынка магистерских программ по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение показывает, что большинство подобных программ концентрируются на социально-экономических и политических аспектах Центральной Азии. Ниша программ, построенных вокруг этники тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках, свободна. 

Открытие магистерской программы 41.04.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Этника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках», построенной на базе углубленного изучения иностранных языков, сравнительных исследований в сфере этнологии, креативных индустрий, представляется своевременным и позволит Алтайскому государственному университету и Казахскому национальному педагогическому университету имени Абая занять одну из лидирующих позиций в этом направлении.
Пул дисциплин, реализуемых в рамках образовательной программы, позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные на рынке труда. 

Разработчики

Магистранты

Эксперты

Октябрьская Ирина Вячеславовна
Октябрьская Ирина Вячеславовна

Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск)

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск)

Шайгозова Жанерке Наурызбаевна
Шайгозова Жанерке Наурызбаевна

Казахский национальный педагогический университет имени Абая (г. Алматы)

кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы), член Союза художников Республики Казахстан, член Национального комитета по охране нематериального культурного наследия при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, эксперт Обсерватории ЮНЕСКО (ALMOCA) по межкультурному творческому образованию в Центральной Азии

Концепция

Цель программы – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных российских и иностранных кадров по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение, профиль «Этника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках», для разработки и осуществления планов (программ) организации культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, связанного с межкультурной коммуникацией на территории Большого Алтая. 

Область профессиональной деятельности выпускника в соответствии с образовательным стандартом 41.04.01 Зарубежное регионоведение – 04 Культура и искусство (в сфере культурно-просветительской деятельности, в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия с зарубежными странами и регионами). Поэтому стратегической доминантой основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) является идея образовательной кооперации на основе открытой модели проектного обучения и индивидуализации образовательных траекторий.

Модель ОПОП магистратуры
  • совместная образовательная программа высшего образования по подготовке магистров, разработанная совместно с Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая на основе синхронизированного учебного плана, в рамках которого обучающиеся осваивают дисциплины (модули) в двух вузах-партнерах, а по результатам успешного освоения ОПОП имеют возможность получения двух дипломов;
  • междисциплинарная образовательная программа является результатом участия структурных подразделений Университета, организаций-партнеров: Институт истории и международных отношений, Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, СО РАН «Институт археологии и этнографии».
Отличительные особенности программы
  • Международного уровня – программа разработана в сотрудничестве с консорциумом университетов и заказчиков и опирается на лучший международный опыт сетевого взаимодействия.
  • Современная/обновляемая – предполагается, что программа будет обновляться каждый год, чтобы быть связанной с происходящими в современных арт-практиках изменениями.
  • Экспертно-аналитическая – дисциплины программы опираются на современные исследования в зарубежном регионоведении и искусствоведении, будут преподаваться экспертами и практиками, что позволит студентам программы быть в авангарде актуальных процессов.
  • Ориентированная на генерацию идей и действия, дающая научные и образовательные продукты – программа в большей степени будет способствовать генерации новых идей, переосмыслению существующих практик и поднятию ключевых вопросов, инициированию совместных действий преподавателей, исследователей, слушателей.
  • Междисциплинарная – программа должна стать платформой для совместных разработок исследователей, экспертов и практиков различных направлений.
Конкурентоспособность программы
Программа предлагает студентам выбор различных траекторий обучения в зависимости от их интересов и предпочтений, так как в программе обучения предусмотрено использование современных методов обучения – модель ИОТ, открытого проектного обучения, digital. Наличие в процессе обучения лингво-страноведческих стажировок и арт-практик в страны и регионы Большого Алтая с получением международного сертификата. Углубленное изучение иностранных языков и преподавание на иностранном языке ряда дисциплин.

В целом это бизнес-ориентированный проект, который ориентирован на превосходство на рынке образовательных услуг посредством создания уникальных продуктов (банка модулей, уникального кадрового потенциала, вариативной структуры ООП – курсы повышения квалификации, стажировки, MOOК).