Ярослав Фролов рассказал журналистам «Радио России» о работе над коллекцией виртуального музея «Большой Алтай – прародина тюрков»
Директор музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ Ярослав Фролов рассказал журналистам «Радио России» о работе над коллекцией виртуального музея «Большой Алтай – прародина тюрков».
По словам Ярослава Фролова, над созданием и пополнением виртуального музея в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» работают несколько человек, среди них – директор информационного центра Алтайского государственного аграрного университета Сергей Бондаренко, единственный в Барнауле специалист, который может на хорошем уровне сделать 3D-модели музейных экспонатов.
– Мы начали работать над созданием виртуального музея относительно недавно. В июле оцифровали первые экспонаты. Сайт заработал в ноябре. Мы будем его дополнять – привлекать новые экспонаты из других музеев, из разных регионов России, а также из-за рубежа. Кроме того, мы планируем дополнить сайт несколькими виртуальными турами по экспозициям музеев, где представлены тюркские экспонаты, и встроим туда наши 3D-модели.
Ярослав Фролов отметил, что для виртуального музея отбираются наиболее яркие, показательные экспонаты по культуре тюрков. В прошлом году были сделаны фотографии объектов в Национальном музее Республики Алтай, Музее Института археологии и этнографии СО РАН, в Бийском краеведческом музее, Алтайском государственном краеведческом музее, в Музее археологии и этнографии Алтая Алтайского госуниверситета, в Областном историко-краеведческим музее Восточно-Казахстанской области и Музее археологии и культурного наследия Алтая Восточно-Казахстанского университета.
Ярослав Фролов подробно рассказал о технологии съемки объектов для создания 3D-моделей.
– 3D-моделирование – это технология, благодаря которой приходится снимать предметы с разных ракурсов, крутить их. Не каждый предмет может перенести такое воздействие, даже если это фотография. Те экспонаты, которые мы выбрали и отфотографировали, не всегда хорошо выглядят в виде 3D-модели.
Мы используем метод фотограмметрии – он несложный, если брать создание одной модели. Но если нам нужно создать серию моделей, это сложнее. Если мы работаем с предметами, которые очень сложны для передачи, с мечом, допустим, то его нужно адекватно сфотографировать, сделать для каждого предмета от 100 до 300 фотографий, а то и больше. Если предмет состоит из нескольких частей, умножайте количество фотографий на три, пять и так далее. Это тот вид работы, который проходит в музее. А уже в лаборатории, на компьютере, происходит создание модели. Это сложный машинный процесс. Нужен мощный компьютер, и модель может обрабатываться в цифровом виде почти сутки. После этого каждый виртуальный экспонат надо дорабатывать вручную. На один предмет уходит 2–3 дня, а то и больше.
Ярослав Фролов рассказал, что сейчас на сайте виртуального музея размещено 60 моделей, но это только 50% от снятого материала. В новом году запланированы новые съемки в музеях России и Казахстана. Коллекция музея будет пополняться. Эксперт также отметил, что виртуальный музей тюркских древностей важен людям, которые занимаются историей и искусством, и при этом не всегда могут понять по фотографиям и рисункам в книгах, как выглядит древний экспонат.
Элемент не найден!