Эксперты Большого Алтая и Центральной Азии обсудили Концепцию историко-цивилизационного единства славянских и тюркских народов
В АлтГУ состоялась Третья экспертно-аналитическая сессия «Историческое взаимодействие славянских и тюркских народов как фактор укрепления стабильности и развития сотрудничества в Большом Алтае и Центральной Азии на современном этапе». В ней приняли участие более 20 экспертов НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, работающие в рамках международного проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», а также студенты и молодые ученые АлтГУ и университетов стран Центральной Азии.
Открывая сессию, руководитель НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай, президент АлтГУ, профессор Сергей Землюков отметил, что Третья стратегическая сессия является продолжением той большой работы, которая была проведена за предыдущие три года в рамках «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» при поддержке Министерства науки и образования РФ и Ассоциации азиатских университетов.
В июле 2021 года была проведена Вторая экспертно-аналитическая сессия «Славяно-тюркский мир как фундамент политической стабильности, развития». На ней состоялась масштабная дискуссия об историко-культурных и историко-философских аспектах формирования идеи славяно-тюркского единства, было принято решение о необходимости приступить к разработке и подготовке Концепции историко-культурного единства славянских и тюркских народов. В течение 2021-2022 годов были подготовлены основные положения Концепции на основе обсуждений не только на площадке НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», но также на выездных заседаниях и экспертных сессиях в университетах и научных центрах России, Казахстана и Киргизии.– Первая экспертно-аналитическая сессия прошла в сентябре 2020 года и вызвала очень широкий интерес наших коллег, ученых из университетов стран Центральной Азии. Были рассмотрены вопросы истории и современности тюркского мира в странах СНГ, выявлены основные направления изучения тюркской цивилизации в историческом, социологическом и других аспектах.
Главной целью Третьей экспертно-аналитической сессии, по словам руководителя НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессора АлтГУ Сергея Землюкова, стало согласование позиций ведущих специалистов-тюркологов, этнографов и политологов по вопросам оценки общего историко-культурного наследия славянских и тюркских народов, возможностей его продвижения через реализацию Концепции историко-цивилизационного единства славянских и тюркских народов России и стран Большого Алтая.
В первой части Третьей экспертно-аналитической сессии обсуждались общеметодологические аспекты славяно-тюркского взаимодействия. В дискуссии об отражении культурно-цивилизационного единства славянских и тюркских народов в российской философской мысли XIX–ХХI века выступили: доцент кафедры теории и истории государства и права АлтГУ Егор Куликов, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Жамаладен Ибрагимов (Нур-Султан, Казахстан), а также доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Равшан Назаров (Ташкент, Узбекистан).
В части дискуссии, посвященной истории взаимодействия славянских и тюркских народов в историческом пространстве Большого Алтая и Центральной Азии, выступили: профессор Томского государственного университета Людмила Шерстова, профессор Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Сабина Аязбекова (Нур-Султан, Казахстан), руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Ильнур Миргалиев (Казань, Россия), профессор Казахского национального университета им. Аль-Фараби Лайла Ахметова (Алматы, Казахстан). О современных вызовах в исследовании славяно-тюркского взаимодействия в XXI веке рассказала профессор Кыргызско-Российского Славянского университета им Б.Н. Ельцина Гульмира Джунушалиева (Бишкек, Кыргызстан).
В обсуждении вопросов общего историко-цивилизационного наследия славянских и тюркских народов как основы социальной стабильности Большого Алтая и Центральной Азии приняли участие ведущий научный сотрудник НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессор АлтГУ Юлия Лысенко и доцент АлтГУ Рафаил Насыров. С анализом факторов религиозно-мировоззренческого единства народов Большого Алтая и Центральной Азии выступил заведующий сектором этнографии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН Александр Селезнев.
В заключительной части Третьей экспертно-аналитической сессии, посвященной вопросам духовного и материального наследия славянских и тюркских народов, выступили: президент Национальной Академии «Манас» и Ч. Айтматова, член Национального Союза писателей Кыргызской Республики Таланталы Бакчиев (Бишкек, Кыргызстан) и декан факультета алтаистики и тюркологии Горно-Алтайского государственного университета Сурна Сарбашева.
– Итогом Третьей экспертно-аналитической сессии стало решение продолжить работу над эмпирической базой Концепции историко-цивилизационного единства славянских и тюркских народов России и стран Большого Алтая, подтверждающей наличие общего историко-цивилизационного наследия славянских и тюркских народов, опосредованного многовековым опытом совместного опыта ведения хозяйственной деятельности в границах степного пояса Евразии, совместной государственности, межкультурной коммуникации, что привело к выработке единых подходов в политической практике, экономической и социальной деятельности, – рассказала профессор АлтГУ Юлия Лысенко.
Одним из теоретических итогов сессии стал вывод о том, что характерными особенностями политических моделей тюркского и монгольского периодов, а также российской государственной модели было преобладание религиозного компонента над этническим. Кроме того, в Резолюции к Третьей экспертно-аналитической сессии отмечено, что для славяно-тюркского мира характерно гарантийное государство, которое заботится о всемерном духовно-культурном развитии личности. Общим для тюрок и славян выступает священное восприятие земли и недопустимость нехозяйственного и неэкологичного отношения к ней, запрет на передачу земель в собственность иностранных организаций и граждан.
В завершении дискуссии было высказано пожелание завершить обсуждение Концепции историко-цивилизационного единства славянских и тюркских народов России и стран Большого Алтая, в том числе, на летних и осенних мероприятиях проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности».
Элемент не найден!