Новости
13 февраля 2026
Представители четырех стран подали заявки на Международный конкурс «Медиа-Науруз»
читать дальше
12 февраля 2026
АлтГУ развивает российско-монгольское сотрудничество в сфере искусства и гуманитарных исследований
читать дальше
10 февраля 2026
Ректор АлтГУ Сергей Бочаров представил результаты проекта «Большой Алтай» в Минобрнауки РФ
читать дальше
06 февраля 2026
Угрозы археологии, тюркское наследие и экспедиции: эксперт Большого Алтая отвечает на 10 вопросов
читать дальше
03 февраля 2026
Археологи АлтГУ подготовили каталог памятников эпохи Великого переселения народов на Алтае
читать дальше
02 февраля 2026
Как «Большой Алтай» объединил ученых Евразии, – интервью директора Представительского центра в Кыргызстане
читать дальше
29 января 2026
Сергей Бочаров: «Флагманский проект по тюркскому наследию НОЦ «Большой Алтай» добился больших успехов»
читать дальше
28 января 2026
На ученом совете объявили победителей конкурса институтов и кафедр АлтГУ по итогам 2025 года
читать дальше
Каким был Алтай в Средневековье, рассказала археолог Большого Алтая
02 февраля 2026, 00:00
Романтика археологии! В честь приближающегося Дня российской науки, 8 февраля, корреспондент газеты «За науку» побеседовала с молодым ученым Виолеттой Сайберт, сотрудником НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», доцентом кафедры археологии, этнографии и музеологии ИИМО АлтГУ. Предмет разговора: Средневековье на Алтае.
– Эта наука запала мне в душу сразу после экспедиции на первом курсе факультета истории АлтГУ – понравилась атмосфера. Весело, бодро, чувствовалась какая-то романтика. Казалось, мы занимаемся чем-то по-настоящему важным, да и сама археология полна сюрпризов. Поэтому сложно назвать тот самый день, когда во мне проснулся интерес к этой науке, он пробуждался от экспедиции к экспедиции. Ведь каждая экспедиция – всегда загадка, на которую хочется найти отгадку. Все это привело к тому, что вот именно сейчас изучаю керамику раннего Средневековья на Алтае, прежде всего Одинцовской культуры, а это IV–VIII века нашей эры.
– Средневековье на Алтае… Звучит интересно!
– Это достаточно обширный период, датируемый примерно началом V–XIV веками нашей эры. Культуры тоже разные, в зависимости от расположения. Допустим, на территории Алтайского края встречены тюркская, одинцовская, сросткинская и кыргызская культуры, а в Республике Алтай распространены культуры монгольского времени и другие. Как специалист по раннему Средневековью, да и в целом одинцовской культуре, могу сказать, что ее представители жили на территории нашего края, то есть Верхнего Приобья. Эта культура представлена памятниками лесостепного Алтая, которые датируются второй половиной IV – первой половиной VIII века, и представляет собой поселения, городища, грунтовые могильники. Отдельные памятники, которые сохранились: урочище Ближние Елбаны у села Большая Речка, могильники у села Одинцовка, городище Малый Гоньбинский кордон. Люди в то время занимались скотоводством и земледелием. Они жили на границах сосновых боров, на высоких берегах, у кромки террас высотой от 5 до 18 метров. Возводили укрепленные поселения, защищаясь так от врагов. Жили в полуземляночных срубных, типичных для одинцовской культуры конструкциях площадью до 64 кв. м.
– Заметила среди ваших научных интересов реконструкцию материальной культуры прошлого. А что, собственно, реконструировали?
– Я занимаюсь графической реконструкцией средневековых головных уборов, поясных наборов на основе тех материалов, которые собраны во время раскопок памятника Чумыш-Перекат в Залесовском районе Алтайского края. Демонстрирую, как те или иные атрибуты прошлого выглядели на человеке. Скажем, где располагались бронзовые бляшки на женском головном уборе. В ходе исследований мы это фиксировали, фотографировали, обрабатывали материалы в лаборатории: смотрели, из чего они состоят, какие элементы и какой они формы. Искали аналогии, было ли где-то что-то подобное. Я подхожу к этому вопросу и как археолог, и как художник – оканчивала художественную школу. Археологу умение рисовать очень пригождается, зарисовываю материалы всех погребений. Если говорить о полевых исследованиях, то нужно уметь отобразить на бумаге этапы работы. Изучаешь курганные насыпи – делаешь подробный план насыпи, затем отображаешь ее в поперечном разрезе, стратиграфически фиксируешь. Конечно, с помощью тех же дронов можно сфотографировать все, что нужно, и очень качественно, но тем не менее фиксация вручную в приоритете. А в лаборатории фиксируем только уникальные материалы, которые пойдут в отчет: керамические сосуды, наконечники стрел и так далее.

– Какой бытовой средневековый предмет вы бы вернули в обиход?
– Если честно, никакой. Мы очень далеко продвинулись с тех пор – в утилитарном смысле.
– Что опаснее для археологии: черные копатели или вечные стройки? А может быть, равнодушие?
– Все это. И прежде всего – для археологических памятников. Черные копатели разрушают культурные объекты, и уличить их в этом сложно. Стройки же, как правило, известны заранее, но и они могут нанести непоправимый ущерб. Равнодушие… Половина археологических памятников, условно говоря, неизвестна людям. А те, что известны, уже пользуются туристским спросом. Однако памятники опасно не изучать, ведь время идет и мы можем потерять какие-то важные части истории. Потому что в ходе изучения археологических памятников мы можем постоянно усовершенствовать и подтверждать или опровергать те или иные исторические события и собирать, как пазл, картину прошлого!
– Если бы вы сами создавали музей…
– Как заместитель директора Музея археологии и этнографии Алтая я бы, конечно, создала комплексный музей, потому что археология нашего региона интересна и обширна. Можно было бы отразить все периоды: каменный век, энеолит, бронзовый век и так далее. Задействовала бы самые показательные экспонаты, чтобы Алтайский край знали и узнавали не только во всей России, но и за рубежом. Например, использовала те же кинжалы бронзового века с различными навершиями, средневековые комплексы вооружения, как луки и стрелы. Какие-то редкие находки. К слову, замечу, что наш Музей археологии и этнографии Алтая полон всяческими, в том числе удивительными, находками. Яркими объектами можно назвать реконструкции захоронений энеолита и тюркского времени. Отдельно демонстрируются уникальные образцы антропологической коллекции, которые всегда вызывают интерес у посетителей.
– В каких местах бывали?
– Участвовала в экспедиции в Южный Туркменистан как художник: отрисовывала материалы, работала в музеях. Это регион с богатым историческим материалом. Иногда копаешь и думаешь: разве такие находки вообще возможны для того периода времени? Например, бронзовые и каменные перегородчатые печати, такую мне удалось найти случайно по дороге на раскоп, возможно, они выполняли функции оберега, защиты от злых сил или какие-то другие функции. Сейчас наши экспедиции сосредоточены на территории Алтайского края и Казахстана. Мы работаем в рамках деятельности НОЦ «Большой Алтай».

– Поделитесь любимой находкой.
– Это всегда городище, которое копаю! Если же выделить какой-то один предмет, то это бляха с головами медведей в жертвенной позе. Для нашего региона – уникальна, таких изделий раньше не было обнаружено у нас. Она была найдена на уже упомянутом могильнике Чумыш-Перекат и датируется VII–VIII вв. н.э., сейчас хранится в Санкт-Петербурге в Музее-институте семьи Рерихов. Сотрудником нашего музея И.А. Чудилиным был сделан ее слепок, и затем были изготовлены ее копии из гипса. Теперь одна из ее копий помещена в рамочку, а сама рамочка висит в моем кабинете.

– Какой будет археология сотни лет спустя, какие современные предметы быта будут раскапывать и увлеченно изучать археологи будущего?
– Через сотни лет археология будет полностью цифровой и копать будут роботы и искусственный интеллект, а предметом изучения будут наши телефоны, флешки, диски и другие устройства (шутка).
– Через сотни лет археология будет полностью цифровой и копать будут роботы и искусственный интеллект, а предметом изучения будут наши телефоны, флешки, диски и другие устройства (шутка).
Беседовала Эльвира Петренева
Фото: Дмитрий Герайкин, https://goskatalog.ru/portal/#/collections?museumIds=1210
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!