Новости
16 мая 2025
В единстве – наша сила: kz24 опубликовал уникальные данные о вкладе Казахстана в Победу
читать дальше
14 мая 2025
Доклад студентки АлтГУ о межкультурных коммуникациях стран Большого Алтая отмечен призовым местом на Всероссийской конференции
читать дальше
13 мая 2025
АлтГУ и Государственный музей истории Узбекистана подписали меморандум о сотрудничестве
читать дальше
13 мая 2025
«Первые горняки и металлурги Алтая»: Музей археологии и этнографии АлтГУ приглашает на музейную ночь
читать дальше
08 мая 2025
Историк РАН Константин Дроздов рассказал газете «За науку» о документах Комиссии Минца
читать дальше
07 мая 2025
Международный конкурс «Горизонты Большого Алтая»: получите баллы для поступления в магистратуру АлтГУ!
читать дальше
06 мая 2025
Туризм, этнография и археология: как эксперты Большого Алтая исследовали Ферганское наследие
читать дальше
06 мая 2025
Ученые Большого Алтая представили результаты работы Центра на Международном тюркологическом симпозиуме в Ташкенте
читать дальше
Музей археологии и этнографии Алтая представляет новые уникальные экспонаты
04 июня 2024, 00:00
Музей археологии и этнографии Алтая, расположенный в Алтайском госуниверситете, в музейную ночь традиционно представил новую экспозицию – «Древние кочевники северного Алтая», посвященную скифскому времени.

Эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», директор музея Ярослав Фролов рассказал про самые яркие экспонаты.

Реконструкция деталей головного убора. Этот головной убор по количеству золотых украшений богаче, чем головной убор известной всем «Алтайской принцессы Укока».
Несколько десятков золотых украшений были сделаны из золотой фольги, хотя кажется, что это литые изделия из золота, на самом деле в основе подобных украшений лежало дерево или бронза.
На европейской территории, когда римские историки и географы описывали кочевников (сарматов), они осуждали их «фальшивую роскошь». Это объяснялось тем, что у кочевников в украшениях использовались не полностью золотые изделия, а украшения, покрытые золотой фольгой, основа которых состояла из дерева или бронзы. Например, на головном уборе фигурка козла изначально была вырезана из дерева, а затем покрыта фольгой из золота. Таким же образом было сделано и шейное украшение – гривна, состоящая из бронзовой основы, обложенная золотой фольгой.
Головной убор у женщин пазырыкской культуры в своей основе имел парик. Вертикальная «лопасть» убора, сделанная из материи или войлока была закреплена на длинной железной шпильке, острием закрепленной на макушке. Иногда пазырыкских женщин обривали налысо, оставляя им только один длинный локон, который под париком завязывали за основание шпильки и убор таким образом на голове держался очень крепко.
Особенность его заключается в том, что в Центральной Азии известно всего несколько таких головных уборов если рассматривать территорию Алтая, Монголии, Тувы, Казахстана. Эта находка уникальна в том отношении, что она позволяет судить не только о социальном статусе женщины, но и воссоздать некоторые мировоззренческие представления того времени в виде трехуровневого зонирования. Нижний мир – фигурка грифона, символизирующая загробный мир; средняя часть – фриз, где помещены копытные животные, бараны, которые символизировали средний мир; а вверху – горный козел, представляющие образ верхнего мира.

Реконструкция конской упряжи, изготовленной из рога, представляет один из наиболее ранних образцов конского снаряжения, связанного с пазырыкской культурой.
Псалии выполнены в стиле скифско-сибирской звериной тематики, когда анималистические образы являлись основным источником вдохновения для искусства кочевников. С одной конца псалия изображена голова волка, с другой – голова птицы. Расположение псалиев напоминает расположение клыков.
Также из конской упряжи представлен срединный распределитель ремней в виде кабаньего клыка. Когда лошадь украшена такими клыками с обеих сторон, она приобретает внушительный вид, напоминая дикого хищника – в данном случае, кабана.
В пазырыкской культуре часто можно было увидеть лошадей с масками, украшенными рогами, и животное представало в образе козла, оленя, барана.
В музее также выставлены новые экспонаты с могильника Яломан II (с. Малый Яломан, Онгудайский район, Республика Алтай). Исследования проводились экспедицией АлтГУ под руководством профессора Алексея Тишкина в 2001–2003, 2005, 2007–2008 гг. Найденные артефакты относятся к сяньбийско-жужжанскому времени, вторая половина IV – первая половина V вв. н.э.

Основа жесткого седла. Примерно в III–IV веке нашей эры появляется новый вариант использования седел. До этого в скифское время седла представляли собой две небольшие подушки, которые соединялись между собой. После изобретения жесткого седла появляются стремена – важнейший элемент, которые позволяют всаднику плотно сидеть в седле и использовать различные предметы вооружения в бою (лук, копье).

Окрашенные древки стрел и различные наконечники. В гунно-сарматское время и позже стрелы предназначались для разных целей. Крупные наконечники использовали для нанесения серьезных ран, маленькие наконечники – бронебойные для борьбы с доспехами, они позволяли стреле глубоко ранить защищенного броней воина. Всадник, ориентируясь по цвету окончания древка стрелы, мог достать стрелу нужного типа. Вместе со стрелами также сохранился и сам лук. Большая редкость, когда археологам в древних захоронениях удается найти хорошо сохранившиеся предметы из дерева.
Эти и множество других экспонатов, начиная с эпохи неандертальцев (средний палеолит) до средневековья, всегда можно посмотреть в Музее археологии и этнографии Алтая АлтГУ. В музее доступны как обзорные, так и тематические экскурсии по всем экспозициям.
Кроме того, вы можете погрузиться в мир древности в виртуальном музее «Большой Алтай – прародина тюрков» на нашем сайте.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!