Новости
Архив новостей

Резолюция II экспертной сессии «Славяно-тюркский мир – фундамент политической стабильности и экономического развития на Евразийском пространстве»

29 июня 2021, 00:00
Резолюция II экспертной сессии «Славяно-тюркский мир – фундамент политической стабильности и экономического развития на Евразийском пространстве»

Резолюция по итогам экспертной сессии

«Славяно-тюркский мир – фундамент политической стабильности и экономического развития на Евразийском пространстве»


 (24.06.2021 г.)


Взaимозaвисимость стaлa феноменом современного мирa. Глобaлизaция привелa к осознaнию того фaктa, что ни однa стрaнa не может в одиночку спрaвиться с вызовaми современного мирa. В условиях глобaлизaции устойчивое экономическое рaзвитие может быть гaрaнтировaно только блaгодaря сильным интегрaционным объединениям. Мировaя прaктикa нaкопилa знaчительный бaгaж инструментов, методов построения интегрaционных объединений. Одним их примеров интеграции, основанной на историко-цивилизационном единстве, выступает евразийская интеграция.

Евразия это не только географическое понятие, с особыми природными условиями, климатом и ландшафтом, включающее как Восточную Европу, так и Западную Азию, но и, вместе с тем, подразумевающее историческое, экономическое и культурное взаимодействие, взаимообогащение проживающих на этой обширной территории евразийских народов. Наиболее крупными из них являлись славянские и тюркские племена, которые определяли направления межэтнических коммуникаций на протяжении средневекового и последующих периодов. Именно туранцами (тюрками), которые выступали на протяжении средневекового периода носителями общеевразийской государственности, впервые было осуществлено политическое объединение Евразии. В позднее средневековье, в связи с ростом национально-религиозного подъема славянских племен, общеевразийская государственность перешла к русским. Они выступили преемниками тюрко-монгольской государственно-правовой, культурно-цивилизационной систем, основой которых выступала тенденция к интеграции.Данная традиция обеспечивала устойчивость и стабильность евразийских политических объединений. На смену краткосрочным периодам распада и дезинтеграции, низменно приходили долговременные периоды евразийского единства, которым были присущи государственное могущество, устойчивые экономики, расцвет культуры (эпоха Тюркских каганатов, Золотая Орда, Московское царство, Российская империя, СССР, СНГ). Таким образом, для евразийской цивилизации на всех этапах ее развития – от Тюркских каганатов до СНГ – определяющими являлись тенденции к объединению, коллективизму, межэтническому диалогу, культурно-цивилизационному единству.

Все политические образования на евразийском пространстве являлись полиэтничными и поликонфессиональными по своему составу. Это, с одной стороны, закладывало традиции веротерпимости и толерантности политических элит в вопросах государственно-конфессиональной политики. С другой стороны, обеспечивало мощные межэтнические контакты в быте и повседневной жизни славянского оседло-земледельческого и тюркского кочевого народов. И именно объективные процессы взаимного тяготения  кочевой и оседло-земледельческой цивилизаций обеспечили им многогранное взаимодействие – торгово-экономическое, политико-правовое, военное, культурное. Это способствовало формированию единой духовной культуры, являющейся результатом синкретизма в ходе взаимодействия славянских и тюркского народов в едином этноконтактном пространстве.

Богатство природы и обширность территории евразийского пространства повлияли на ментальность и национальный характер славянских и тюркских народов. Именно у них вырабатывались единые формы властвования, мышления и психологии, не свойственные другим культурам: массовость и довольно часто иррациональность политических движений, взгляд на любые формы политической жизни как на нечто относительное.

Таким образом, в основе общего славяно-тюркского цивилизационного достояния заложены:
  1. общее историческое прошлое, связанное с многовековым совместным проживанием на огромном евразийском пространстве.
  2. единые исторические, духовные ценности и историко-культурно наследие;
  3. вековые традиции добрососедства и опыт общей государственности при сохранении языкового и этнокультурного многообразия народов;
  4. устойчивые хозяйственно-экономические связи и отношения между местными сообществами в исторической ретроспективе и в современный период.
Общее славяно-тюркское цивилизационное достояние должно стать основой современных интеграционных процессов на евразийском пространстве, ответом не только на современные вызовы вестернизации, но и различного рода угрозы религиозного и радикального экстремизма.

Для изучения феномена тюрко-славянских взаимоотношений в аспекте анализа законов цивилизационного развития евразийского региона целесообразно развивать идею взаимодополнения исторически сложившихся двух крупных миров – тюркского и славянского. Эффективность многовековых по сути интеграционных процессов Евразии зависит от сохранения единства народов, сформировавших общее цивилизационное пространство и имеющих общую историю, тысячелетние традиции конструктивного диалога. Идея общего славяно-тюркского цивилизационного достояния сегодня может выступать мощным ресурсом экономической интеграции и должна активно использоваться для решения задач социально-экономического развития России и государств Центральной Азии.

В связи с этим участники экспертной дискуссии постановили:
  1. В условиях современных интеграционных процессов и налаживания всестороннего сотрудничества участников ЕврАзЭС, ШОС, АСЕАН, а в перспективе и других государств Азии и Европы, заключения между ними соглашений, в том числе о свободной торговле, а также скоординированном развитии региональных интеграционных проектов, отметить значительный потенциал идеи славяно-тюркского цивилизационное достояния, необходимость ее использования для восстановления и расширения межрегиональных и межгосударственных торгово-экономических контактов на евразийском пространстве.
  2. Обратить внимание научно-экспертного сообщества на широкие возможности, которые открывает межкультурный диалог и гуманитарное сотрудничество в области сохранения и популяризации историко-культурного наследия славянских и тюркских народов Евразии.
  3. Усилить взаимодействие и координацию деятельности ведущих российских тюркологических научно-образовательных, экспертных и культурно-просветительских центров, общественных организаций (Российского тюркологического общества, Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Дипломатической Академии МИД России, Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ, Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН, Института международных отношений КФУ, АНО «Институт исследований Центральной Азии» КФУ, Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», Института археологии и этнографии СОН РАН, АНО «Институт исследований Центральной Азии», Ассамблеи народов Евразии и т.д.) с целью разработки и реализации Общей программы мероприятий в области сохранения и популяризации историко-культурного наследия славянских и тюркских народов Евразии; провести с вышеперечисленными организациями в рамках II Международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность» 30 сентября – 3 октября 2021 гг. на площадке НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» отдельную сессию для согласования Общей программы мероприятий и определению ее координатора.
  4. Предложить перечисленным в п. 2 организациям ввести в практику проведение регулярных экспертных сессий для обсуждения вопросов, связанных с анализом политики Российской Федерации в отношении тюркских государств Евразии, культурно-цивилизационных основ тюркской интеграции, разработки механизмов реализации Россией политики «мягкой силы» для усиления интеграционных процессов на евразийском пространстве, с приглашением заинтересованных правительственных организаций (МИД, Россотрудничество, Межпарламетская ассамблея СНГ и т.д.)
  5. Рекомендовать ведущим российским тюркологическим научно-образовательным, экспертным и культурно-просветительским центрам, общественным организациям принять меры по расширению и укреплению общего научно-образовательного пространства на основе реализации совместных грантовых программ в области тюркологии, разработки и реализации сетевых образовательных программ с аналогичными тюркологическими центрами стран Евразии.
  6. С целью сохранения, развития и продвижения положительного опыта сотрудничества стран тюркского мира Евразии в различных областях знаний способствовать организации международных курсов повышения квалификации преподавателей, развивать многостороннюю систему поддержки академической мобильности, внедрять международные образовательные форматы для взаимного признания дипломов. Ускорить рассмотрение и согласование нормативного документа, регламентирующего деятельность Сетевого университета Большого Алтая как ключевого проекта.
  7. Поддержать инициативы ведущих тюркологических научно-образовательных, экспертных и культурно-просветительских центров по продвижению историко-культурного и материального наследия народов тюркского мира и славяно-тюркского мира, посредством организации и проведения культурно-массовых мероприятий, создания виртуальных музейных экспозиций, в том числе виртуального музея «Большой Алтай в древности и средневековье», создаваемого на площадке Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ.
  8. С учетом предложений всех российских субъектов научно-образовательной, экспертно-аналитической и культурно-просветительской деятельности в области изучения, сохранения и популяризации славяно-тюркского наследия, подготовить Программу расширения взаимодействия со славяно-тюркским миром Евразии с применением методик и практик «мягкой силы».
Библиотека Тюрколога

Элемент не найден!