Российские археологи провели большую конференцию в Москве. Какие темы поднял в докладе профессор АлтГУ Алексей Тишкин
Работа конференции осуществлялась в трех секциях, которые отражали основные тематические блоки археологических исследований: теория, практика и современные методы. Мероприятие привлекло специалистов из разных регионов России и зарубежных стран, а также молодых ученых и студентов.
В своем докладе «Об использовании структурированных понятий при формировании периодизации, культурно-хронологических схем и археологическом датировании» профессор Алексей Тишкин вновь обозначил несколько проблем, в том числе связанных с длительным отсутствием специального обучения в системе высшего образования. Он подчеркнул, что в современном археологическом сообществе до сих пор не выработан основной и всеми принятый понятийный аппарат, а также отсутствует современная теория, в русле которой осуществлялись бы программные научные исследования.
Это приводит к ситуациям, когда профессиональные термины используются без должного понимания их значения, уровня и контекста, а полученный многочисленный материал до конца не является востребованным в качестве потенциального научного продукта. До сих пор исторический материализм остается наиболее результативным. Используется также эклектический подход, когда из разных теоретических концепций формируется рациональная система анализа, но она пригодна для решения отдельных проблем или их совокупности. Широкое применение методов естественных и точных наук существенно увеличивает объем информации, способствует верификации и дополнению выводов, сделанных исследователями.
Мультидисциплинарность всегда была присуща археологии, но последние десятилетия она стала доминирующим направлением, благодаря чему были сделаны потрясающие открытия. Но при этом традиционные методы, выработанные в процессе развития археологии, все же остаются широко востребованными и более эффективными.
Наиболее распространенными примерами неверного употребления терминов, упомянутых докладчиком, являются выражения «эпоха раннего железного века» и «эпоха поздней бронзы». Алексей Алексеевич отметил, что «эпоха», «век», «период» представляют собой временные категории разного уровня и не могут использоваться одновременно. Это является элементарным нарушением законов логики. Профессор Тишкин считает, что наука требует строгого категориального аппарата, который способен обеспечить не только адекватное понимание сути изложенного, но и способствовать развитию знаний. Несмотря на фундаментальный характер исследований и динамичное развитие, археология в современной России в определенной мере пока достигла только уровня научной дисциплины и еще далека до приобретения более высокого статуса.
Кроме того, по мнению Алексея Тишкина, одним из наиболее важных направлений должно стать совершенствование образовательного процесса в области археологии.
– Это касается не только самой учебной дисциплины, но и формирования всей системы подготовки высококвалифицированных специалистов от бакалавра до доктора наук, начиная со школьной скамьи. Если мы научим студентов правильно использовать понятия и термины, обучим эффективному применению методов и подходов, это, безусловно, приведет к положительным изменениям. Важна и мотивация самих студентов: чем раньше они определятся со своими целями, тем успешнее будет их дальнейшая карьера, а жизнь более увлекательной. Ведь значение археологии с каждым годом возрастает, и она становится более широко востребованной в государственном и мировом масштабе.
Конечно, есть проблемы. Например, в том, что на направление «Археология» в основном поступают школьники-гуманитарии, окончившие специализированные классы и сдавшие соответствующие экзамены. Они будут испытывать трудности в освоении естественно-научных методов. Советская система образования строилась иначе: школьники получали базовые знания по математике, физике, биологии и другим наукам, что облегчало их дальнейший путь в археологии. Тем не менее, я надеюсь, что системная реализация в университетах существующих образовательных программ позволит подготовить достойных специалистов и тогда появятся новые теоретические концепции.
В своем выступлении Алексей Тишкин еще раз в развернутом виде представил ранее обоснованный им понятийный ряд («эра – эпоха – период – время – культура – этап – стадия – фаза – событие – миг»), который отражает дедуктивный принцип (от общего к единичному). Он способен характеризовать историческое время во всех его проявлениях и решать проблемы нелинейного, параллельного и другого развития человеческих популяций и социумов разного уровня.
– Система, основанная на отработанных понятиях и приведенная в конкретный порядок, используется мною на протяжении более 20 лет, начиная с работы над докторской диссертацией. Наиболее полно она нашла отражение в первом томе «Истории Алтая» и продемонстрировала необходимую эффективность. После доклада в кулуарах ко мне подходили участники конференции, и оказалось, что многие из них не знали о моих публикациях изложенного плана или не придавали им нужного значения.
Также Алексей Тишкин, входивший в оргкомитет конференции, руководил заседанием одной из секций и принял участие в дискуссии по вопросу использования понятия «археологическая культура».
– Считаю, что «археологическая культура» – это универсальный инструмент для многогранного изучения источников, получаемых в ходе археологических и мультидисциплинарных исследований. Это понятие может отражать классификационный уровень (между общностью и локальным вариантом), оно способствует обобщению накопленных знаний, является хронологическим показателем, позволяет реконструировать жизнь конкретных популяций и этносов и многое другое. Отказываться от этого понятия нет смысла, важно правильно его понимать и использовать при восстановлении истории с самых первых ее страниц.
На конференции обсуждались и другие темы. Одна из них – необходимость сочетания традиционных методов с новыми научными подходами и технологиями, что открывает уникальные возможности и стало уже неотъемлемой частью археологии.
Сергей Бондаренко рассказал о применении разработанных им компьютерных технологий для полного восстановления плохо сохранившихся (разбитых) керамических сосудов. Используя фотограмметрию, можно реализовать компьютерную реставрацию и полную реконструкцию, а затем напечатать на 3D-принтере готовый продукт для изучения и экспонирования. Эта технология позволяет сохранять образцы керамики для проведения дальнейших исследований, таких как петрографический анализ, датирование изделий, изучение обжига и так далее. Дело в том, что многие традиционно реставрированные сосуды в музеях недоступны для таких исследований, а при их восстановлении с помощью гипса искажается внешний вид и форма.
Этот доклад вызвал большой интерес и множество вопросов. Участники конференции были удивлены, что подобные методы могут широко применяться, и уже неоднократно реализованы. В мире пока никто не предложил что-нибудь подобное.
В продолжение темы цифровых технологий Алексей Тишкин и Сергей Бондаренко представили совместный доклад о современном документировании «оленных» камней, затронув использование терминологии при изучении таких древних изваяний.
– Даже на ранних этапах исследователи подвергали критике использование понятия «оленные камни». Дело в том, что на самом деле там изображены не совсем олени, а их стилизованный образ с птичьими мордами, неестественно показанными рогами, совсем маленькими ногами. Часто демонстрируются неполные фигуры. Большинство так называемых «оленных» камней вообще не содержит каких-либо иллюстраций животных. Вот такой парадокс. Поэтому я и другие исследователи берут в кавычки слово «оленные», что уже становится общепринятым. Кстати, их могли называть рыбьими или овечьими. Такие обозначения тоже фигурировали, наряду с монгольскими и тюркскими наименованиями.
Одним из первых свои наблюдения о рассматриваемых древних изваяниях представил российский востоковед и монголовед Алексей Позднеев, который в 1892–1893 годах совершил поездку по Монголии и описал комплекс с «оленными» камнями у почтовой станции Дааган дэл. В 2023 году мы посетили этот памятник, провели его мониторинг и сделали фотограмметрию обелисков, покрытых выбитыми изображениями. А.М. Позднеев не совсем верно определил назначение памятника, считая его некрополем. На самом деле это мемориальный комплекс, где изваяния символизируют погибших воинов-героев в разном статусе.
На основе полученных цифровых копий мы в докладе продемонстрировали, как работает компьютерная программа по визуализации «оленных» камней. Для наших исследований памятник стал экспериментальной площадкой, на которой проводилась фотограмметрия в разное время, в различных условиях, с использованием различных методов фиксации, фотоаппаратов, объективов, вспышек и т.д. Полученные результаты демонстрируют все возможности применения цифровых технологий: от копии естественного вида до детальных графических прорисовок и разверток композиции в 2D-формате. Естественно, при таком воспроизводстве «оленный» камень оживает в информационном пространстве.
Не ожидал, что именно этот доклад вызовет наибольший интерес и дискуссии. Хотя мы уже несколько лет демонстрируем этот опыт в различных городах и странах, вышла серия публикаций и есть раздел на сайте нашего проекта, – отметил Алексей Тишкин.
Профессор Тишкин уточнил, что все полученные научные результаты получены благодаря финансовой поддержке Российского научного фонда.
Подводя итоги конференции, участники отметили огромный потенциал современной археологии, подчеркнув необходимость дальнейшей систематизации научного материала и выработки единой стратегии его интерпретации. Было высказано предложение, что конференция должна проводиться регулярно, примерно каждые пять лет.
– В нашей стране археологи вышли на уровень такого объема информации, который требует междисциплинарной системной обработки, реконструкции и интерпретации. Дальнейший прогресс невозможен без полноценного владения естественно-научными, точными и другими методами. Интеграции новых технологий в традиционную исследовательскую практику становятся реальностью, что будет способствовать формированию новых теоретических концепций и практическому применению, – сказал Алексей Тишкин, подводя черту под плодотворной работой конференции.
Элемент не найден!