Новости
03 февраля 2025
Какое оружие было у тюрков – рассказал археолог АлтГУ на радио Sputnik Кыргызстан
читать дальше
03 февраля 2025
Музей археологии и этнографии АлтГУ приглашает на экскурсии, посвященные Дню российской науки
читать дальше
30 января 2025
История и происхождение башкирского рода кыргыз – беседа с ученым из Уфы на радио Sputnik Кыргызстан
читать дальше
29 января 2025
Сергей Бочаров: НОЦ «Большой Алтай» достиг статуса ведущего в мире международного консорциума
читать дальше
28 января 2025
Отделение Российского исторического общества в Алтайском крае представило итоги работы 2024 года и планы на 2025
читать дальше
27 января 2025
Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: АлтГУ приглашает принять участие в конференции
читать дальше
23 января 2025
Являются ли венгры потомками кыргызов – беседа с ученым из Будапешта на радио Sputnik Кыргызстан
читать дальше
22 января 2025
Фольклор народов Большого Алтая: погрузитесь в волшебный мир сказок и эпосов на нашем Дзен-канале
читать дальше
21 января 2025
Успешная защита диссертации на PhD степень в Казахстане: Юлия Лысенко выступила научным консультантом
читать дальше
«Школа молодых ученых – это долго растущее древо!»: интервью эксперта Большого Алтая на kz24.news
12 июля 2024, 00:00
Профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ Альбина Советовна Жанбосинова рассказала порталу kz24.news о тех скрепах, которые объединяют тюркские и славянские народы, а также о возможностях Школы молодых ученых – тюркологов и алтаистов НОЦ «Большой Алтай» как инструменте для установления новых основ взаимодействия между Россией и странами Центральной Азии. Напомним, что с 16 по 20 июля 2024 года в Алтайском госуниверситете пройдет IV Международная летняя школа молодых ученых – историков, тюркологов и алтаистов.
– Славяно-тюркский мир – это закономерная историческая платформа, выстроенная много тысячелетий назад, начало которой положили скифо-сакские кочевники, расширили её массовым переселением на запад хунны-гунны, по всей территории от Алтайских гор на востоке до Карпат на западе. Тюркские племена и славяне находились в постоянном движении, во взаимодействии и соприкосновении. Это был единый мир, единая Евразийская цивилизация.
Американский политолог Сэмюэл Хантингтон, выдвинувший гипотезу о «столкновении цивилизаций», дал следующее определение: «Цивилизация – это наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации… с общими маркерами, такими, как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, и субъективной самоидентификацией людей».
Менялись вывески племенных государственных союзов на территории Евразии; на смену тюркским каганатам пришла монгольская эпоха, её наследие – Золотая орда – оказалась своего рода стыковочным хабом, где сходились все пути как в восточном, так и в западном направлении. Тогда же был заложен союз Александра Невского с Сартаком, сыном Бату, – союз не только военный, но и побратимства.
И таких много примеров; здесь речь о том, что концепция славяно-тюркского мира закладывалась не нами, а нашими предками. Они строили будущее, понимая, что Евразия – это живой организм, где срослись корни двух народов: тюрков и славян.
Только в единстве и во взаимосвязи нас ждёт успех! Несмотря на то что все мы разные, нужно помнить о корнях: матрица памяти – это первооснова будущего славяно-тюркского мира, сама же концепция – это политика мягкой силы. За тридцать лет мы многое упустили, но главное, нам нельзя потерять самих себя и разорвать связи предков.
– Альбина Советовна, Вы не раз принимали участие в Школе молодых тюркологов и алтаистов НОЦ «Большой Алтай» и говорили о том, что такого рода мероприятия способствуют рождению идей, помогают по-новому взглянуть на известные истины и полезны для формирования молодых исследователей. Какие идеи родились за четыре года работы школы? Можно ли говорить о конкретных результатах и проектах?
– Школа молодых тюркологов и алтаистов НОЦ «Большой Алтай» – это шанс восстановить и заложить новые кирпичики фундамента взаимодействия между нашими странами.
Мы живём в удивительное время, на наших глазах произошло много событий: мы выросли в стране, которой сейчас нет, мы росли в идеологии коммунистической партии, мы были насквозь пропитаны идеями советского патриотизма. Что мы имеем сейчас?
Я ранее, лет десять назад, говорила, что нынешнее поколение – это потерянное поколение. Сейчас я могу сказать, что еще не все потеряно.
Школа молодых тюркологов и алтаистов пробуждает разум и интерес к прошлому, и заставляет задуматься о будущем. На текущем этапе, именно в школе молодые люди впервые узнают, что казахский поэт, писатель Олжас Сулейменов написал в 1975 году книгу «Аз и Я», которую изъяли отовсюду за очень «крамольную» для того времени мысль, что тот, кто писал «Слово о полку Игореве», знал тюркский язык.
Славяне владели тюркским языком, а тюрки – славянским. Славяне и тюрки взаимодействовали друг с другом, в том числе отметим, активные языковые заимствования на территории Евразии. Олжас Сулейменов писал, что монахи летописцы называли своими не только русских, но и чёрных клобуков, берендеев, торков и ковуев. А клички «поганый» удостаивались враги независимо от расовой и культурной принадлежности. Приводимые факты вызывают у молодёжи изумление, удивление и мотивируют на поиск новых аргументов, а это уже показатель того, что приоткрытая дверь может или закрыться, или наоборот, никогда не закроется, всё время будет нараспашку. Ей не позволит закрываться поток поиска информации. И тогда мы можем говорить об идеях и результатах.
Школа – это долго растущее древо!
– Что, на Ваш взгляд, должно лежать в основе подготовки молодых учёных-тюркологов? Какое направление тюркологии, если подразделять эту науку на лингвистическое, историческое, этнографическое и культурологическое направления, на сегодняшний день требует большего внимания в обучении молодёжи?
– Сложно сказать, однако, чтобы был результат, мотивация должна быть обоюдной. Каждое из указанных направлений занимает свою нишу, решает свои задачи, по отдельности вряд ли можно получить весомый результат. Тюрколог, зная только историю, вряд ли сможет прочесть тюркские руны, или описать оленные камни.
– В этом году Вы победили в конкурсе Комитета науки Министерства науки и высшего образования Казахстана «Лучший научный работник года» в номинации «Гуманитарные науки». От всей души поздравляем Вас с этим званием! Эта награда для Вас – стимул для дальнейшей активной работы? Что у Вас в планах, какие проекты?
– Благодарю вас за поздравление! Любая награда или оценка твоей деятельности – это стимул двигаться дальше. Планов много, и проектов тоже, работа 24/7 продолжается. Простите, озвучить не могу, сначала нужно сделать.
Полная версия интервью.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!