Статья эксперта НОЦ «Большой Алтай» Каната Садыкова об отражении киргизско-китайских связей в эпосе «Манас» опубликована на сайте «Большой Алтай» АлтГУ
Статья «Киргизско-китайские связи в эпоху Тан и их отражение в эпосе “Манас”» соруководителя проектной группы «Тюркский мир: этнополитические, межгосударственные и межнациональные процессы в исторической динамике и на современном этапе» НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ, доцента КНУ им. Ж. Баласагына Каната Садыкова вышла в журнале ВАК «Известия АлтГУ. Исторические науки и археология» в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности».
В статье автор сравнивает историографические данные (упоминания в китайских летописях эпохи Тан) с теми частями эпоса «Манас», в которых описывают насильственное переселение киргизских племен с территории Тянь-Шаня и Ала-Тоо на Алтай и другие земли.
Среди расхождений между эпосом и историографией Канат Садыков отмечает, во-первых, разные места, называемые в качестве прародины кыргызов – верховья Енисея (исторические данные) и предгорья Ала-Тоо (эпос), во-вторых, тот факт, что эпос киргизов не сохранил этноним «уйгур» в качестве наименования их главного этнического противника. Этот факт автор объясняет спецификой эпической памяти, которая не всегда сохраняет последовательность исторических этапов в том же порядке, что и в летописных хрониках.
Ученый приходит к выводу, что основные сюжетные линии эпоса «Манас»: переселение кыргызов на Алтай после нападения на их владения эпического хана Алооке, рождение батыра на территории Алтая в окружении чуждых племен, создание на Алтае военной дружины и укрепление позиций кыргызов на этой территории, избрание Манаса ханом кыргызов, женитьба героя на дочери дружественного карлукского правителя, крупный военный поход на вражескую столицу, завершившийся ее разгромом, – полностью соответствуют тем историческим событиям, которые описаны в китайских письменных источниках эпохи Тан.
Элемент не найден!