Новости
Архив новостей

Профессор Альбина Жанбосинова: «Тюрко-славянское единство ‒ платформа Евразии»

11 апреля 2022

Известный историк, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Альбина Жанбосинова рассказывает, почему сегодня важно изучать тюркологию и каковы географические координаты тюркского мира.

Профессор Альбина Жанбосинова: «Тюрко-славянское единство ‒ платформа Евразии»

Пятая сессия Школы молодых ученых – тюркологов и алтаистов в Алтайском государственном университете была посвящена теме этнической истории и этнографии тюркоязычных народов Большого Алтая. Встречу открыла специально приехавшая в Барнаул известный в Казахстане историк, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Альбина Жанбосинова. Она прочитала лекцию об основных приоритетах развития исторической науки в Республике Казахстан, рассказала об этапах становления этнографии, ее значимости в обретении и восстановлении культурного кода казахского этноса, а также поделилась своими мыслями о задачах современной исторической тюркологии.

Профессор Альбина Жанбосинова: «Тюрко-славянское единство ‒ платформа Евразии»

– Альбина Советовна, что для вас означает личное присутствие на молодежном научном мероприятии в эпоху онлайн-коммуникаций?

– Самое главное – прямые коммуникативные связи и возможности, очень важна энергетика мероприятия, понимание и ощущение новых уровней знания, устремлений молодого поколения. Когда ты разговариваешь лицом к лицу, глядя человеку в глаза, ощущаешь, что тебя слышат и слушают, идет отдача от студентов, их интерес к множеству вопросов – это очень важно и невозможно ничем заменить. Вообще «школа молодых тюркологов и алтаистов» – это совершенно новый тренд Евразии на Алтае, запущенный Алтайским госуниверситетом. Студенты, магистранты и докторанты расширяют горизонты научного познания, выстраивают уровни, вертикаль понимания, нескончаемые грани неизведанного знания, практики. Прямое участие выступает триггером, стимулирует, активизирует мышление, движение вперед. Так рождаются идеи и великие ученые.

– Тюркология – это ведь традиционно наука о тюркских языках. Почему же эта тема сегодня интересна историкам и этнографам?

– НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» только недавно начал подтягивать из университетов и научно-образовательных центров Южной Сибири, Казахстана, Монголии и других стран Центральной Азии тех ученых, которые занимаются историей своего «тюркского корня». Благодаря проекту история тюркских народов выходит на первый план, хотя отметим, что существующие кафедры тюркологии в своей деятельности больше лигвистичны, чем историчны. И подготовка научных кадров в Алтайском госуниверситете и вузах-партнерах проекта ведется именно на фундаменте истории. История – это же системный подход! Он может включать в себя и языковую подготовку. Будет идеально, если тюркологи, которых сейчас готовят на Алтае, будут знать не только историю своего народа, но и языкознание. Сейчас об этом достаточно сложно говорить. Учебные планы, алгоритм только на стадии разработки.

Изучение тюркологии, на ваш взгляд, должно концентрироваться только в тех местах, где живут тюркские народы?

– Я полагаю, что тюркский мир очень большой. С опорой на географические координаты средневековья от Карпат на Западе до Алтайских гор на востоке проживали тюркские племена. Мы не можем говорить, что тюрки Казахстана – это совсем другие тюрки, чем тюрки в Якутии, Хакасии или в Туве. Тюркские каганаты, кочевые государства – все в динамике, Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский, Тюргеши, Карлуки и т.д. Постоянно в основе оставался единый тюркский корень. Тюркология не имеет четко очерченных пограничных линий, Венгрия входит в Тюркский совет, они относят себя к кыпчакским тюркам, гагаузы в Молдавии, Турция, государства Центральной Азии, Хакассия, Тува (сакральный Отюкен) и т.д. Символически важно, что российский центр изучения тюркологии находится на базе Алтайского госуниверситета, потому что именно на Алтае происходили мощные исторические миграции тюрков, Алтай – колыбель тюркской цивилизации.

НОЦ «Большой Алтай» – это сегодня один из флагманов трансляции истории тюркских народов. Когда-нибудь, возможно, в том числе благодаря этому проекту, будет написана энциклопедия истории тюрков, сформирована основа общей мировой истории тюркских народов, которая расскажет, почему сменялись каганаты, куда исчезали и вновь появлялись тюркские племена, и чисто символически восстановит тюркский код.

Я думаю, что у научно-образовательного центра большое будущее, большие перспективы. Самое главное, что это не политизированное образование, а прежде всего, научно-познавательное. Оно объединяет и молодых ученых, и более старшее поколение. Здесь проводятся экспедиции, летние школы, в которых участвуют студенты из Якутии, Казахстана, Киргизии и других республик. Это колоссальный опыт общения именно в плане живой научной коммуникации и в плане подготовки кадров: в каждой стране сегодня востребованы квалифицированные тюркологи!

– А почему именно сегодня так важно изучать тюркологию?

– Вы читали книгу «Аз и я» Олжаса Сулейменова? Она была написана в 1975 году, а первый тираж этой книги изъяли из продажи. Книга посвящена письменным памятникам славянской и тюркской древности, а именно автор исследовал кипчакские слова в летописи «Слово о полку Игореве». О. Сулейменов высказал очень «крамольную» для того времени мысль, что тот, кто писал «Слово о полку Игореве», знал тюркский язык. Славяне владели тюркским языком, а тюрки – славянским. Славяне и тюрки взаимодействовали друг с другом, в том числе активные языковые заимствования на территории Евразии. Прошлая эпоха оставила богатейшее историко-культурное наследие тюрко-славянского мира. Обращение к истокам в эпоху глобализации означает одно ‒ если мы знаем историю своего прошлого, то у нас есть будущее.

Библиотека Тюрколога

Элемент не найден!