«Алтайская правда»: Николай Серегин рассказал как прошел очередной археологический сезон
Книга и более 20 статей
– Сезон весна – осень – 2024 получился одним из самых продуктивных за последнее время. Наиболее важными стали два направления работы – в Чемальском и Усть-Коксинском районах Республики Алтай, – говорит Серегин. – Особенность раскопок в Усть-Коксе в том, что мы как бы возвращаемся к истокам изучения на Алтае археологии эпохи Великого переселения народов. Первые такие объекты на памятнике Катанда-I исследовал академик Василий Радлов в 1865 году. После этого работы там не проводили. В прошлом году мы продолжили исследования этого комплекса.
Уже появились первые неожиданные открытия. Ученые АлтГУ раскопали несколько прямоугольных каменных оград с захоронениями лошадей. Оказалось, что все они относятся к V–VI веку, самому позднему периоду существования булан-кобинской археологической культуры. Это завершение эпохи Великого переселения народов на стыке с началом раннего Средневековья.
В рамках первого направления изучали памятник Чобурак-I в Чемальском районе. «Вот уже несколько лет как проводим здесь свои исследования. Благодаря тому, что неподалеку расположена база практик университета, тут проще наладить быт студентов и участников экспедиций. За это огромная благодарность сотрудникам базы и прежде всего Владимиру Николаевичу Егорову, ее директору. Они помогают решать многие бытовые вопросы», – добавляет исследователь.
Этот погребально-поминальный комплекс включает в себя объекты разных хронологических периодов: от энеолита до Средневековья. В ближайшие годы исследования здесь подойдут к концу. «Мы обработали и опубликовали материалы некрополя эпохи Великого переселения народов. Вышли книга и более 20 статей. Это один из важных результатов нашей работы за последние несколько лет», – говорит исследователь.
Объекты уникальны
– Отдельный пласт артефактов, полученных на Чобураке-I, касается первых кочевников на Алтае. Находки датируем раннескифским временем – это IX–VII век до нашей эры, – объясняет археолог. – Большой массив материалов с этого же комплекса принадлежит тюркскому времени (ранее Средневековье).
Изучение серии поминальных сооружений – оградок этой эпохи проводят в рамках большого проекта «Ранние тюрки Центральной Азии: междисциплинарное историко-археологическое исследование» Российского научного фонда. Над ним исследователи работают с 2020 года.
– Эти объекты уникальны. Обычно на Алтае и сопредельных территориях такие оградки пусты. И в этом случае основой для их исследования становится изучение элементов конструкции, – объясняет Николай Серегин. – Нам повезло, что объекты Чобурака-I содержат находки, среди которых, к примеру конское снаряжение, украшения. Кроме того, там встречаются кости животных, оставшиеся после тризны.
В последнее время общественность стала больше внимания уделять результатам наших изысканий. Так, например, недавно состоялась научно-практическая конференции «Горный Алтай – прародина тюрков». Необычно, но со стороны российских и зарубежных политиков и общества был заметен интерес к проблемам формирования тюркской цивилизации в широком ее понимании. С точки зрения науки этот процесс мало изучен.
– Основной источник информации по этому направлению сегодня – археологические объекты. На Алтае уже изучены самые ранние памятники тюрок, которые как раз демонстрируют сложение этой общности, – говорит Николай. – Кроме того, мы привлекаем специалистов по письменной истории.
Данные лабораторных исследований найденных предметов позволяют определить датировки этих памятников. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что на памятнике Чобурак-I представлены объекты, относящиеся как к периоду Первого Тюркского каганата, так и ко времени до его создания. «Редко возникают ситуации, когда так точно можно определить хронологическую привязку», – добавляет он.
Мостик к туризму
– Сегодня, к сожалению, не так много научных экспедиций занимается изучением Алтая. Хотя востребованность в таких работах есть, в том числе со стороны туризма, – рассуждает ученый. – Все знают про чудесную природу региона, но при этом там не развита инфраструктура для индустрии путешествий. Мало музейных центров, нет оформленных археологических объектов, которые можно было бы показать гостям. Их можно музеефицировать и создать памятники или целые комплексы под открытым небом.
Археолог считает, что для развития этого направления нужен вклад местных властей и, возможно, частных инвесторов, которые станут мостиком между наукой и реальной туристической практикой.
– Важны при этом и настроения местных жителей. Далеко не всегда население готово видеть на своей земле археологов. Мы с этим тоже сталкиваемся, но воспринимаем не как проблему, а как возможность узнать что-то новое о местности, в которой работаем, – продолжает ученый. – Не во всех частях Алтая люди позитивно к этому относятся. Потому развитие туристской инфраструктуры в том числе могло бы принести новые решения в эту непростую ситуацию.
Яркий пример – Чемальский район, где удается наладить продуктивное сотрудничество ученых и местных жителей. «Здорово, что в последнее время люди там стали проявлять больше понимания. Думаю, в перспективе мы сможем работать во всех частях региона», – замечает он.
Среди причин малого количества научных исследований Алтая ученый упоминает и кадровую проблему – дефицит специалистов, которые занимались бы этим направлением. Кроме того, говорит он, проблемой стало и финансирование. Основной грантодатель для фундаментальных исследований сегодня – Российский научный фонд.
– Чтобы организовать экспедицию, нужны серьезные усилия. Здесь и оформление необходимых документов, и сами полевые работы. Важно потом качественно обработать полученные материалы, – объясняет археолог. – Поэтому в последнее время резко уменьшилось количество научных экспедиций.
Фото: Николай Серегин, Олег Богданов.
Элемент не найден!