Новости
Архив новостей

Эксперт Большого Алтая принял участие в съемках фильма о «принцессе Укока» на телеканале «Моя планета»

26 декабря 2024, 00:00

На телеканале «Моя планета» вышел выпуск программы «Тайна на карте», посвященный «принцессе Укока» – так журналисты и часть жителей Республики Алтай называют мумию молодой женщины, найденную на плато Укок во время археологических раскопок могильника Ак-Алаха-3 в 1993 году. Заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Алексей Тишкин выступил в фильме в качестве эксперта. Он рассказал о съемках и поделился своим мнением о происхождении «принцессы».

Эксперт Большого Алтая принял участие в съемках фильма о «принцессе Укока» на телеканале «Моя планета»
– Предложение о съемке в фильме было неожиданным. Как я понял, мою кандидатуру рекомендовали сотрудники Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, где сейчас находится мумия. Но мой график работ летом был очень плотным. Поэтому выкроить несколько дней для участия в съемках представлялось сложной ситуацией. Я согласился, можно сказать, только из-за научно-корыстных побуждений – очень нужно было посетить Укок для реализации одной из задач моего проекта РНФ. Надо было сделать фотограмметрию двух известных «оленных» камней. Кроме того, мне необходимо было посмотреть известный памятник Ак-Алаха-2 – крупный объект предскифского времени с большим числом «оленных» камней, – рассказывает Алексей Тишкин. – Со мной связался продюсер, мы обговорили сроки и возможности, подстроились под имевшиеся планы, и в нужный день я отправился в Республику Алтай. Со съемочной группой мы соединились в селе Туэкта на Чуйском тракте – в фильме есть этот реальный кадр нашей встречи.

Надо отметить, что работа у съемочной группы нелегкая, им приходилось делать по нескольку дублей, искать лучше ракурсы и интересные моменты. Моя роль была небольшая, поэтому меня не мучали. Я больше консультировал, рассказывал о пазырыкской культуре и об археологических реальностях, показывал «царские» курганы в Центральном Алтае.


Впечатлений была масса. Чего только стоит дорога до Укока. При этом нам просто повезло с погодой. Можно сказать, что произошло какое-то чудо. В фильме есть сюжет, где мы на подъезде к Кош-Агачу смотрим в сторону плато и видим, что там просто штормовая ситуация. А когда мы приехали на место съемок, вышло солнце, и два дня была великолепная погода. Добираться до Укока пришлось на уазиках, и благодаря местным водителям-профессионалам удалось преодолеть все дорожные трудности, включая форсирование существенных водных преград.

Когда мы добрались до кургана, где нашли так называемую принцессу, у членов съемочной группы просто вытянулись лица – они, наверное, ожидали увидеть грандиозное сооружение, а в реальности оказалась небольшая яма, засыпанная камнями. Да, этот курган не был выдающимся, но благодаря мерзлоте отлично сохранились органические материалы. Его тщательно исследовали на высоком научном уровне, в тяжелых условиях. Укок – это, прямо скажем, совсем нецарское место. Вообще в древности плато использовалось кочевниками в качестве зимних пастбищ – там практически нет снега, его выдувает ветром, а за лето накапливается хорошая масса травы. В фильме об этом упоминается.

Безусловно, молодая женщина, сохранившаяся в мумифицированном состоянии, при жизни могла занимать определенное положение в обществе, но принцессой она вряд ли была. В то время маркером богатства и статуса служило число лошадей, захороненных вместе с человеком. В исследованной могиле их было всего шесть – это не так много. В Катандинском кургане, например, было 22 коня. При этом самые крупные пазырыкские курганы на Алтае еще не исследовались.

Кроме всего, умершая женщина не могла быть прародительницей алтайского народа – как ее считают некоторые местные жители. Дело в том, что алтайцы – это искусственно обозначенное этническое образование в ранний период советской власти, объединившее различные группы людей. То же самое, к примеру, произошло и с грузинами, да и с некоторыми другими народами, что было связанно с новым государственным устройством и решением важных проблем в ходе выполнения планов по динамичному развитию окраин. Проживавшие на Алтае сеоки (сеок – это род по мужской линии) часто имеют совершенно разное происхождение – кумандинцы, кыпчаки, майманы, иркиты, теленгиты и многие другие (их насчитывали более 60). До сих пор, когда здороваешься и начинаешь разговаривать с пожилыми алтайцами, они первым делом тебя спросят, какого ты рода-племени. Судя по имеющимся археологическим материалам, на Алтае было несколько этногенетических сбоев, которые не позволяют построить единую линию этнического развития. В 201 году до н.э. пазырыкская культура Алтая была практически уничтожена во время северного похода хунну (сюнну) под руководством шаньюя (вождя) Модэ (Маодуня), а население пополнило его войска для войны с китайской империей Хань. Этот важный факт нашел отражение в китайских письменных источниках. После этого началась история других племен, населивших Алтая после II в. до н.э. Их смогли объединить тюрки только в VI в. н.э. Народы, которые входили в состав тюркских каганатов, назывались тюрками, независимо от их происхождения. Они должны были знать тюркский язык и принимать тюркскую государственность. Эта линия средневекового глобализма проводилась очень жестко и ее последствия сохранились до сих пор. В период Кыргызского владычества тюркская культура на Алтае еще продолжала существовать. В XII веке найманы подчинили себе Алтай. А это уже другая линия развития. В XIII–XIV вв. монголы выкосили людские ресурсы Алтая. Памятников археологии XV в. на Алтае вообще не известны. Дальнейшая история отражена в письменных источниках.

Сам постулат о прародительнице и о каком-то общем предке – это довольно распространенное явление, направленное главным образом на объединение народа, на поиск своей глубокой истории, на легитимность проживания на определенной территории и так далее. Для создания красивого и принимаемого мифа нужен повод. Археологические находки неоднократно становились такой основой. Роль мифа нельзя оценивать негативно или наоборот преувеличивать, так было в давние времена и есть до сих пор. Существующая идея о «принцессе-прародительнице» научно никак не подкреплена. Но многие в нее верят, приезжают молиться, совершать какие-то обряды. Рядом с курганом, где была похоронена «принцесса», остались два вкопанных камня-столбика. Некоторые местные люди верят, что это ворота в потусторонний мир (так сказала одна ясновидящая). Однако эти камни-столбики использовались для привязывания лошадей, когда родственники умершего человека приезжали на поминки. Вокруг курганов нет деревьев, и поэтому их вкопали в ряд. На Укоке они сохранились у каждого пазырыкского кургана. Это, кстати, один из маркеров пазырыкских погребально-поминальных комплексов.

Задачей фильма не являлось развенчание существующих мифов и идей. Важно было показать разные точки зрения, продемонстрировать, что не все так просто и имеет определенный смысл. Вообще историю Алтая можно довольно детально восстановить, но только на основе исследований археологических памятников и с использованием современных естественнонаучных и других методов. К сожалению, в фильме не прозвучали мнения ученых. Для этого нужен отдельный проект научно-популярного плана с демонстрацией археологических, антропологических и палеозоологических результатов исследований, а также данных генетических и других многочисленных анализов, которые бы расставили точки над i. В любом случае опыт участия в подготовке вышедшего фильма мне был интересен, – подытожил Алексей Тишкин.

Источник.
Библиотека Тюрколога

Элемент не найден!