Новости
Архив новостей

Итоги работы секции «Сетевые образовательные проекты университетов стран Большого Алтая и Центральной Азии»

15 октября 2021, 00:00
Итоги работы секции «Сетевые образовательные проекты университетов стран Большого Алтая и Центральной Азии»

Секция «Сетевые образовательные проекты университетов стран Большого Алтая и Центральной Азии» работала в рамках II Международного алтаистического форума 30 сентября.

Модераторами выступили Актолкын Кулсариева, доктор филологических наук, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Казахского национального педагогического университета им. Абая (Алматы, Казахстан), и Евгения Жданова, кандидат технических наук, доцент, первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия).

В работе секции приняли участие более 20 человек. Из них с докладами были заявлены – 9 человек (очно – 7, 2 – в режиме онлайн). География участников секции была представлена экспертами как из Россия (города Иркутск, Элиста, Санкт-Петербург, Ойшкар-Ола, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул), так и из стран Ближнего Зарубежья (города Ташкент, Усть-Каменогорск).

В ходе секции российские и зарубежные эксперты в сфере высшего образования и науки, представители университетов обсудили и проанализировали лучшие практики и наиболее успешные проекты ведущих вузов России и стран Большого Алтая в области сетевого взаимодействия университетов при реализации совместных основных образовательных программ. Подробно были рассмотрены различные модели и механизмы построения сетевых образовательных программ с евразийскими университетами.

Участники секции отметили, что особое место в сетевых образовательных программах занимает построение магистерских двудипломных программ, обеспечивающих подготовку специалистов нового формата, ориентированных на мировую конкуренцию выпускников. Получение образования по такой модели имеет очевидные преимущества: обучение у лучших специалистов-преподавателей двух стран, возможность обменных академических стажировок студентов в научных центрах вузов-партнеров; прохождение практики на базе представителей заказчиков; получение двух дипломов за один период обучения, имеющий законный статус в двух государствах и гарантированное трудоустройство.

Вместе с тем эксперты сошлись во мнении, что на законодательном уровне вузам даны как большие возможности для сотрудничества, но также существует и ряд проблем, которые необходимо преодолевать совместно. Так, законодательные нормы в сфере образования в странах тюрко-монгольского мира по некоторым пунктам значительно расходятся, нелегко находить возможности для согласования и реализации двудипломных образовательных программ, оставаясь в правовом поле обеих стран (разные сроки проведения приемной кампании, зачисления, обучения, выдачи документов об образовании в странах партнерах; различие в подходах выделения бюджетных мест и в названии укрупненных групп направлений/специальностей и др.).

Образовательные стандарты стран Большого Алтая и Центральной Азии обладают своей национальной ориентированностью, но тем не менее процессы глобализации подвигают вузы находить общие точки соприкосновения. Пока эти задачи не решены, необходимо усилить в университетах администрирование собственных процессов организации сетевого взаимодействия и создания локальных нормативных актов для их регулирования; улучшать процессы маркетинга и набора для привлечения абитуриентов на программы двойных дипломов.

В работе секции также были затронуты вопросы повышения глобальной конкурентоспособности высшего образования, опыт успешного взаимодействия с университетами, входящими в ТОП-500 глобальных рейтингов, вопросы международного академического сотрудничества. Кроме этого, на площадке обсуждались общие задачи университетов по улучшению качества партнерского взаимодействия (повышение качества образования, квалификации преподавательского и управленческого состава, постоянное внедрение новых форм образовательных технологий), комплексных, долгосрочных связей, которые должны обеспечивать как образовательную, так и научную компоненту, но при этом университетам необходимо учитывать особенности и традиции народов стран Большого Алтая и Центральной Азии.

В заключении все участники мероприятия единогласно сошлись во мнении, что в условиях глобальных вызовов в академическом сообществе значительную роль играет коммуникация и своевременная коллаборация со стратегическими партнерами. Совместное развитие университетов в образовательном пространстве видится прежде всего в расширении спектра уникальных междисциплинарных программ двойных дипломов, направленных на сквозную проектную работу непосредственно в профессиональных и научных областях, обеспечивающих индивидуализацию и практикоориентированность образования за счет использования высокотехнологичного оборудования и кадровых ресурсов университетов-партнеров.

Библиотека Тюрколога

Лекции школы тюркологов