Новости
30 сентября 2025
Профессор из Пекина Вэй Цзянь поделился мнением об Алтаистическом форуме и значении археологии Большого Алтая
читать дальше
29 сентября 2025
Профессор Рустам Сулейманов рассказал о происхождении кочевой цивилизации на Sputnik Кыргызстан
читать дальше
27 сентября 2025
В Кыргызстане этнографы Большого Алтая представили фотовыставку «Сохраняющий традиции Алтай»
читать дальше
25 сентября 2025
В АлтГУ пройдет XVII Международная научная конференция по комплексному изучению Западной Монголии
читать дальше
24 сентября 2025
Ученые АлтГУ презентовали уникальные проекты по сохранению и популяризации культурного наследия Большого Алтая
читать дальше
24 сентября 2025
Что обсуждали молодые ученые на большой конференции в АлтГУ и кто получил награды РАЭСК-LXV
читать дальше
23 сентября 2025
Эксперт Большого Алтая рассказал о зарождении тюркской цивилизации на телеканале «Мир 24»
читать дальше
22 сентября 2025
Электронная версия второго тома «Летописи тюркской цивилизации» доступна на сайте НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ
читать дальше
Музей археологии и этнографии Алтая представляет новые уникальные экспонаты
04 июня 2024, 00:00
Музей археологии и этнографии Алтая, расположенный в Алтайском госуниверситете, в музейную ночь традиционно представил новую экспозицию – «Древние кочевники северного Алтая», посвященную скифскому времени.

Эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», директор музея Ярослав Фролов рассказал про самые яркие экспонаты.

Реконструкция деталей головного убора. Этот головной убор по количеству золотых украшений богаче, чем головной убор известной всем «Алтайской принцессы Укока».
Несколько десятков золотых украшений были сделаны из золотой фольги, хотя кажется, что это литые изделия из золота, на самом деле в основе подобных украшений лежало дерево или бронза.
На европейской территории, когда римские историки и географы описывали кочевников (сарматов), они осуждали их «фальшивую роскошь». Это объяснялось тем, что у кочевников в украшениях использовались не полностью золотые изделия, а украшения, покрытые золотой фольгой, основа которых состояла из дерева или бронзы. Например, на головном уборе фигурка козла изначально была вырезана из дерева, а затем покрыта фольгой из золота. Таким же образом было сделано и шейное украшение – гривна, состоящая из бронзовой основы, обложенная золотой фольгой.
Головной убор у женщин пазырыкской культуры в своей основе имел парик. Вертикальная «лопасть» убора, сделанная из материи или войлока была закреплена на длинной железной шпильке, острием закрепленной на макушке. Иногда пазырыкских женщин обривали налысо, оставляя им только один длинный локон, который под париком завязывали за основание шпильки и убор таким образом на голове держался очень крепко.
Особенность его заключается в том, что в Центральной Азии известно всего несколько таких головных уборов если рассматривать территорию Алтая, Монголии, Тувы, Казахстана. Эта находка уникальна в том отношении, что она позволяет судить не только о социальном статусе женщины, но и воссоздать некоторые мировоззренческие представления того времени в виде трехуровневого зонирования. Нижний мир – фигурка грифона, символизирующая загробный мир; средняя часть – фриз, где помещены копытные животные, бараны, которые символизировали средний мир; а вверху – горный козел, представляющие образ верхнего мира.

Реконструкция конской упряжи, изготовленной из рога, представляет один из наиболее ранних образцов конского снаряжения, связанного с пазырыкской культурой.
Псалии выполнены в стиле скифско-сибирской звериной тематики, когда анималистические образы являлись основным источником вдохновения для искусства кочевников. С одной конца псалия изображена голова волка, с другой – голова птицы. Расположение псалиев напоминает расположение клыков.
Также из конской упряжи представлен срединный распределитель ремней в виде кабаньего клыка. Когда лошадь украшена такими клыками с обеих сторон, она приобретает внушительный вид, напоминая дикого хищника – в данном случае, кабана.
В пазырыкской культуре часто можно было увидеть лошадей с масками, украшенными рогами, и животное представало в образе козла, оленя, барана.
В музее также выставлены новые экспонаты с могильника Яломан II (с. Малый Яломан, Онгудайский район, Республика Алтай). Исследования проводились экспедицией АлтГУ под руководством профессора Алексея Тишкина в 2001–2003, 2005, 2007–2008 гг. Найденные артефакты относятся к сяньбийско-жужжанскому времени, вторая половина IV – первая половина V вв. н.э.

Основа жесткого седла. Примерно в III–IV веке нашей эры появляется новый вариант использования седел. До этого в скифское время седла представляли собой две небольшие подушки, которые соединялись между собой. После изобретения жесткого седла появляются стремена – важнейший элемент, которые позволяют всаднику плотно сидеть в седле и использовать различные предметы вооружения в бою (лук, копье).

Окрашенные древки стрел и различные наконечники. В гунно-сарматское время и позже стрелы предназначались для разных целей. Крупные наконечники использовали для нанесения серьезных ран, маленькие наконечники – бронебойные для борьбы с доспехами, они позволяли стреле глубоко ранить защищенного броней воина. Всадник, ориентируясь по цвету окончания древка стрелы, мог достать стрелу нужного типа. Вместе со стрелами также сохранился и сам лук. Большая редкость, когда археологам в древних захоронениях удается найти хорошо сохранившиеся предметы из дерева.
Эти и множество других экспонатов, начиная с эпохи неандертальцев (средний палеолит) до средневековья, всегда можно посмотреть в Музее археологии и этнографии Алтая АлтГУ. В музее доступны как обзорные, так и тематические экскурсии по всем экспозициям.
Кроме того, вы можете погрузиться в мир древности в виртуальном музее «Большой Алтай – прародина тюрков» на нашем сайте.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!