Статья эксперта «Большой Алтай» пролила свет на правовую историю средневековых монголов
Статья профессора Высшей школы экономики, эксперта НОЦ «Большой Алтай» Романа Почекаева «Право монголов в представлении Иоанна де Плано Карпини: историко-правовая верификация» опубликована в высокорейтинговом журнале Scopus «Золотоордынское обозрение». Профессор Почекаев работает в научной группе «Комплексный анализ политико-правовых систем в тюркском мире Большого Алтая в исторической ретроспективе и на современном этапе» под руководством профессора, доктора юридических наук, директора юридического института АлтГУ Антона Васильева.
Статья посвящена анализу фрагментов записок средневекового дипломата, францисканца Иоанна де Плано Карпини «История монголов, именуемых нами татарами» о праве монголов и Монгольской империи по итогам его дипломатической миссии к монгольскому хану. Это был первый европеец, который подробно описал реалии Монгольской империи по итогам своей поездки в имперскую столицу Каракорум. Профессор Почекаев сопоставил данные о правовых традициях монголов и проверил объективность сведений европейского дипломата.
Например, в записках приводятся такие данные:
«Хотя у татар нет закона, который бы вершил правосудие или предотвращал грех, все же они утверждают, что некоторые действия являются грехами, которые установили они сами или их предки. Одним из них является втыкание ножа в огонь или любое прикосновение ножом к огню, или вытаскивание ножом мяса из пламени, или рубка дров топором рядом с огнем. Они верят, что таким образом можно отрубить голову огню. Также нельзя опираться на кнут, которым бьют лошадь (они не используют шпоры), или касаться стрелы кнутом, или убивать или ловить молодых птиц, или бить лошадь уздечкой, или ударять одной костью о другую, или бросать молоко или другие напитки или еду на землю».
Как доказывает профессор Почекаев, эти запреты были связаны не с официальным законодательством Монгольской империи (Яса Чингисхана и ярлыки его преемников), а с обычным правом (юсун), которое соблюдалось как монгольскими правителями, так и их подданными. При этом официального законодательства об организации суда и правосудия в Монгольской империи в эпоху Иоанна де Плано Карпини не существовало.
Эксперт центра «Большой Алтай» изучил обширный круг источников и дал сравнительно-правовой анализ записок Иоанна де Плано Карпини и средневековых исторических хроник и летописей («Сокровенное сказание», сочинения Киракоса Гандзакеци, Хайтона, «Алтан тобчи» Лубсана в том числе и Ланзана и др.), путевых заметок и исторических сочинений авторов эпохи Средневековья и Нового времени (таких как Вильгельм де Рубрук, Марко Поло, Ибн Баттуты, Г. Беллью, Т. Форсайт, Г.Н. Потанин, П.К. Козлов и др.), а также материалов современных этнографических исследований, касающихся правовых традиций монголов и других кочевых народов Евразии.
Ученый сделал вывод о том, что законодательство Чингисхана не было кодифицировано и включало в себя правила, установленные в разное время для регулирования различных сфер отношений.
Автор приходит к заключению о том, что сведения папского посла о монгольском праве середины XIII в. отражали реальную правовую ситуацию.
Ознакомиться со статьей полностью можно на сайте центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».
Элемент не найден!