Новости
Архив новостей

Связь культур: этнологи Кыргызстана и России установили взаимосвязь кыргызов с народами Алтая

27 февраля 2025, 00:00
Сотрудник НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Аниса Рифовна Бикбулатова, доктор исторических наук и профессор кафедры археологии, этнологии, источниковедения и историографии Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына, рассказала о работе Центра и международной этнографической экспедиции, прошедшей в прошлом году. Она также является заслуженным работником образования и иностранным членом Академии наук Республики Татарстан РФ. Интервью опубликовало независимое новостное интернет-издание Кыргызстана kg24.news.
Связь культур: этнологи Кыргызстана и России установили взаимосвязь кыргызов с народами Алтая
Одним из значимых событий ушедшего 2024 года в научной жизни Кыргызской Республики можно назвать международную этнографическую экспедицию «Большой Алтай: от Алтая до Алайкуу», состоявшуюся в Кара-Кульджинском районе Ошской области.

В работе экспедиции, реализованной под эгидой российского Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» и при финансовой поддержке Ошского государственного университета, приняли участие этнографы, этносоциологи, историки и фольклористы из вузов, академических и музейных организаций Кыргызстана и России. Это была уже пятая экспедиция в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая», в которой принимали участие ученые из Кыргызстана. В их числе – Аниса Рифовна Бикбулатова.

Одна из основных целей данной научно-исследовательской работы, организуемой НОЦ «Большой Алтай», а в 2024 году была проведена еще одна подобная этнографическая экспедиция, но уже в России, на территории Республики Алтай, – установить идентичность, общие, объединяющие язык и культуру народов двух стран элементы.

Тем более что для этого есть очень веские основания. Алтай – издревле считался прародиной кыргызов. О чем недавно напомнил сам президент Кыргызстана Садыр Жапаров.

Каковы же результаты прошедшей экспедиции? Об этом в эксклюзивном интервью рассказала Аниса Рифовна Бикбулатова.

– Аниса Рифовна, в ушедшем 2024 год в рамках Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Вы планировали реализовать несколько экспедиционных проектов этнографического характера в Кыргызстане и России. Что удалось реализовать и о каких конкретных результатах Вы можете рассказать?
– Нам удалось осуществить все экспедиции, которые мы планировали провести в рамках Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» в 2024 году. Это были две этнографические экспедиции, организованные летом 2024 года в Кыргызстане и Республике Алтай.

Так, одна из них прошла в Кара-Кульджинском районе на юге Кыргызстана в высокогорной и относительно изолированной долине Алайкуу, входящей в систему Памиро-Алая – горную систему на юго-востоке Центральной Азии. В этой экспедиции, реализованной при финансовой поддержке Ошского государственного университета, приняли участие директор института истории и международных отношений Алтайского государственного университета, доцент кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, эксперт НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Иван Иванович Назаров, декан факультета алтаистики и тюркологии Горно-Алтайского государственного университета Сурна Борисовна Сарбашева, старший научный сотрудник Национального музея имени А.В. Анохина Республики Алтай Вера Якшиновна Кыдыева, этнографы Кыргызстана и России. Сразу отмечу, что это была очень продуктивная экспедиция, где каждый из участников, специализирующийся на своей конкретной тематике, поработал с архаичными формами кыргызской культуры, связанными с доисламскими верованиями, и нашел примеры их взаимосвязи с культурой народов Алтая.

Меня, в числе прочего, интересовал интенсивно распространяемый сейчас в исламе такой обрядовый элемент, как махр – личный подарок жениха невесте. И если в Бишкеке и Оше этот обряд считают уже практически исламской нормой, то в долине Алайкуу эту традицию называют не кыргызской. По этому поводу я разговаривала и с местными жителями, и даже с имамом, и все они говорят, что в кыргызской традиции нет такого обряда, как махр.

– Во время недавнего частного визита в Республику Алтай Президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что «Алтай – это одно из священных мест, где жили, развивались и процветали кыргызы». На Ваш взгляд, как одного из ведущих специалистов Республики в области этнологии и этносоциологии, насколько верно с научной точки зрения высказывание главы государства?
– Я полностью согласна с нашим Президентом. У него действительно глубокие научные знания в области истории кыргызов. Даже в эпосе «Манас», который живет в душе каждого кыргыза, говорится о том, что богатырь Манас родился именно на Алтае. Это факт, зафиксированный в устном народном творчестве. Его подтверждают и наши научные изыскания, архивные документы.

О том, что Алтай – прародина кыргызов, писали и наши авторитетные, уважаемые ученые.

Свои истоки, в плане культуры и языка, мы кыргызы, сегодня ищем на Алтае; все то, что касается материальной и духовной культуры. Поэтому для нас, для историков, Алтай вызывает огромный интерес, и именно поэтому мы и проводим так много исследовательской работы на Алтае.

Пока еще сохраняется в близком к первозданному состоянию этническая культура на территории данного региона, мы будем проводить этнографические экспедиции, поскольку у нас много общего. Сравнивая культуру кыргызов и алтайцев, мы как бы заглядываем в свои истоки, изучаем свою первозданную культуру. На Алтае она значительно лучше сохранилась, а в Кыргызстане под влиянием различных факторов претерпела существенные изменения. Поэтому на Алтае мы и надеемся найти свои истоки.

– Ваши с коллегами по «Большому Алтаю» исследования, в том числе и экспедиционные, являются подтверждением слов о том, что для кыргызов Алтай – это еще одна «золотая колыбель» и священная земля». Тогда что Вы можете сказать об активно продвигаемом Турцией нарративе, что их страна является «сердцем тюркского мира»?
– Когда мы говорим об Алтае, мы говорим о корнях кыргызского народа, которые уходят вглубь на несколько веков. А Турция начала заявлять о себе, как о «сердце тюркского мира», буквально совсем недавно. Хотя сами турки считают, что они тоже выходцы с Алтая.

Если Турция сегодня говорит о своем главенствующем положении среди тюркских народов, то я это воспринимаю в первую очередь как попытку показать свое социально-экономическое превосходство среди других тюркских государств. Но это никоим образом не говорит о том, что корни тюркских народов находятся на территории нынешней Турции.

– На Ваш взгляд, какие перспективы для сотрудничества Кыргызстана и России может принести совместная научно-исследовательская деятельность ученых двух государств?
– Все те начинания и наработки, которые сформировались за годы совместной работы ученых Кыргызстана и России, надо, безусловно, продолжать. В том числе продолжать и наши экспедиции, поскольку без полевого материала, имеющего определенную значимость, уже трудно представить нашу дальнейшую работу. Необходимо регулярно вести и научно-исследовательскую работу в архивах, чтобы выявлять что-то новое и интересное.

Сфер для дальнейшей перспективной работы у нас очень много. Например, в области образования и подготовки научных кадров, как на территории Российской Федерации, так и у нас в Кыргызстане.

Одним словом, перспектив много – будем работать!

Источник.
Библиотека Тюрколога

Элемент не найден!