Новости
11 октября 2024
Приветствие ректора АлтГУ участникам Международного симпозиума по развитию кыргызской государственности
читать дальше
11 октября 2024
НОЦ «Большой Алтай» укрепляет международные связи на форуме «Алтай – Азия 2024»
читать дальше
10 октября 2024
Горный Алтай как прародина тюрков: вклад НОЦ «Большой Алтай» в изучение тюркской тематики
читать дальше
10 октября 2024
Юлии Лысенко присвоено звание «Почетный профессор Научно-исследовательского института развития туризма»
читать дальше
08 октября 2024
Исламский фактор в повстанческом движении казахского аула исследовали эксперты НОЦ «Большой Алтай»
читать дальше
01 октября 2024
Об итогах этнографических экспедиций рассказал эксперт Большого Алтая на радио «Маяк Барнаул»
читать дальше
01 октября 2024
Обитали ли мамонты на территории Кыргызстана: археолог о древнем периоде истории на Sputnik Кыргызстан
читать дальше
30 сентября 2024
НОЦ «Большой Алтай» проведет экспертную сессию на форуме «Алтай – Азия 2024»
читать дальше
Аликбер Аликберов: Славяно-тюркский мир это широкая евразийская парадигма
22 июля 2024
НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» АлтГУ провел Международный экспертный форум «Cлавяно-тюркский мир на пространстве Большого Алтая: история и современность». Информационный канал «Вестник Кавказа» опубликовал интервью с экспертами.
Директор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор Аликбер Аликберов рассказал о единстве славянских и тюркских народов.
Директор Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор Аликбер Аликберов рассказал о единстве славянских и тюркских народов.
– Сегодня на Форуме мы говорим о двух самых многочисленных группах народов, населяющих пространство северной Евразии, – славянские и тюркские. Это не значит, что других народов здесь нет, мы их тоже имеем в виду, тоже учитываем. Но сейчас речь идет о крупных народах, об их единстве и многообразии. Именно единство и многообразие тюркских и славянских народов, историко-культурное единство между ними становится сегодня той скрепой, которая объединяет наше международное научное сообщество.
Кроме того, у нас есть гражданское единство в рамках России. Этническое происхождение стоит на втором месте, а в приоритете все-таки гражданская принадлежность и гражданская идентичность. Если мы говорим о более широком пространстве, включая Центральную Евразию, куда включаем Центральную Азию и Кавказ, главным образом постсоветский Восток, то там это единство историко-культурное. У нас было много общих политических проектов, мы же около тысячи лет существуем вместе. Мы как жили с соседями, взаимодействовали как соседи, так мы и будем существовать. Самое актуальное – соседские, товарищеские отношения. а на основе общей истории вырабатываются стратегии будущего.
– Насколько сейчас актуальна эта история?
– Мы актуализируем историю, во-первых, для того, чтобы использовать исторические документы для строительства нашего сегодняшнего мира, во-вторых, таким образом мы боремся с искажениями истории. Те, кто занимается фальсификацией истории под лозунгом восстановления исторической справедливости, исторической правды не знают. Конечно, были тяжелые эпизоды. Родные тоже ссорятся. Но в общей массе надо смотреть на соотношение между позитивом и негативом. И позитив всегда побеждает.
Общие стратегии выживания, которые были выработаны веками, сохранили нас: мы сегодня существуем благодаря тому, что друг другу помогали. Славяне и тюрки взаимодополняют друг друга и по типу хозяйства, и по культуре. Мы не занимали одни и те же ниши. Нам не нужно было конкурировать друг с другом.
Я сейчас не говорю о русско-турецких войнах, поскольку это были войны империй, а это отдельная история. Мы говорим о пространстве северной и центральной Евразии. Если империи воевали, то это именно война империй. Если были какие-то средневековые государства, то считать их этническими тоже очень сложно. Золотая Орда – этническая? Это государство монголов? Не совсем так. Монгольские законы распространялись только на кочевников в Золотой Орде. На оседлые русские города они не распространялись никогда, там суд вершил только князь. И мы должны понимать сложность, многоукладность монгольского государства. Неверно представлять, что монгольское государство давило всех и вся. На самом деле, развивалась торговля, города; закончились междоусобицы. Мы не оправдываем монголов, а оцениваем историю как историки, исходя из опыта и того наследия, которое Золотая Орда оставила. Говорить, что всё западное есть исключительно хорошо, а всё восточное - исключительно варварство, несправедливо. Традиция мирного существования – это больше восточная традиция. На Востоке – стратегия win-win: оба должны получить пользу. Это ключевой момент, который до сих пор определяет наши взаимоотношения.
– Как бы вы охарактеризовали отношения России с Азербайджаном?
– В ходе карабахского конфликта мы не выступали ни против Азербайджана, ни против Армении, а пытались их позиции сближать. Я лично участвовал на нескольких раундах переговоров. Россия всегда выступала за мир, и у нас были предложения по мирному урегулированию. Тогда еще речь шла об отложенном статусе: если бы Армения пошла на этот отложенный статус, согласилась бы на предложение вернуть беженцев и другие условия, то не было бы этой [второй карабахской] войны. Можно было бы избежать эскалации. Но история не знает сослагательного наклонения.
Азербайджан очень важный партнер для России. Поскольку это ключевой игрок в отношениях не только с Турцией, но и с Ираном. Все эти государства, несмотря на подчас возникающие между ними противоречия, наши партнеры. И Турция, и Иран представляют собой государства-цивилизации. В этом смысле славяно-тюркский мир – это не только внутрироссийская парадигма, это широкая евразийская парадигма, где мы рано или поздно хотели бы видеть и Турцию. Это новые форматы.
Дарья Мелехова. Источник.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!