Новости
21 ноября 2024
Нам есть, что предложить и показать этому миру – kz24.news о новых перспективах туризма на Алтае
читать дальше
20 ноября 2024
«Большой Алтай – 2024». В поисках общей истории: смотрим фильм об этнографической экспедиции
читать дальше
18 ноября 2024
В поисках общей истории: на федеральном канале покажут фильм о работе этнографов
читать дальше
18 ноября 2024
Молодые ученые из пяти стран исследуют исторические процессы на территории Большого Алтая
читать дальше
12 ноября 2024
Эксперты обсудили важность сохранения родных языков и культур коренных народов на онлайн-семинаре
читать дальше
11 ноября 2024
Культуры и цивилизации Центральной Азии изучили ученые Большого Алтая на конференции в Санкт-Петербурге
читать дальше
08 ноября 2024
Студенты и молодые ученые могут представить свои исследования на археолого-этнографической конференции
читать дальше
07 ноября 2024
Не пропустите: уже завтра на НТВ выйдет фильм об АлтГУ с участием экспертов Большого Алтая
читать дальше
«Надо понять, как тюрки продвигались на запад и там осваивались»: профессор Алексей Тишкин рассказал о планах своей группы в НОЦ «Большой Алтай»
12 марта 2024
Заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, профессор Алексей Тишкин рассказал о задачах работы экспертной группы «Археологические исследования в Кыргызстане, Таджикистане и Монголии» в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая».
Территория Кыргызстана, безусловно, похожа на Алтай, и понятно, почему она стала привлекательной для тюрок. Но ко времени их переселения там сформировалась своя земледельческая культура. У местных жителей уже были выработаны свои традиции землепользования, ведения домашнего хозяйства и т.п. Поэтому очень важно найти факты взаимодействия двух разных культур.
В качестве примеров симбиоза аборигенной и пришлой тюркской культуры можно привести археологические находки, которые были сделаны в Таджикистане. Там неподалеку от города Душанбе есть раннесредневековый памятник – могильник Шахидон. В прошлом году нам удалось принять участие в его раскопках и всего за пять дней работы получить великолепные материалы, демонстрирующие консолидацию двух совершенно разных этнокультурных феноменов — земледельческий и кочевой.
Тюрки, пришедшие в отроги Памира, конечно, в подавляющем большинстве были представлены мужчинами-завоевателями. Они селились в привычной горной местности и, естественно, контактировали с жителями плодородных долин, брали в жены представительниц местного европеоидного населения со своими погребальными традициями. И в могилах, исследованных на некрополе Шахидон, хорошо фиксируется смешение этих двух антропологических и культурных компонентов.
Например, найдены погребения, где, согласно тюркским традициям, воин-кочевник похоронен со своим вооружением и с лошадью (или со шкурой коня), но при этом у него во рту обнаруживается монета. А это как раз характерный признак местной погребальной культуры. Кроме этого, в могилу ставилась керамическая посуда местного гончарного производства. Иногда вместо лошади укладывали ишака или лошака. Такие примеры можно продолжать. Есть отдельные письменные свидетельства, указывающие на фиксируемые контакты. В данном контексте нужно понимать, какая ситуация сложилась в раннем средневековье и на территории Кыргызстана, пока в восточной ее части.
В перспективе необходимо продолжить работы в Таджикистане. Кроме этого, важно найти свидетельства контактов тюрок со славянами. Известно, что тюрки с военными походами дошли до Черного моря. Следы их материальной культуры можно обнаружить на более западных территориях (например, в современной Венгрии и Болгарии). Отдельные группы тюрок в ходе западных и других походов не возвращались назад. Они оставались в разных местах, в том числе на Памире, так как там была близкая к Алтаю природно-ландшафтная среда. Найти и выявить антропологические компоненты народов, с которыми контактировали тюрки в ходе завоеваний, – это сложнейшая задача, для частичного решения которой необходимо привлечение палеогенетических исследований. Она сложна еще и тем, что сами тюрки не были монолитным этносом, а представляли собой полиэтническую общность. Тюрки сформировали свою имперскую систему. Все народы, которые входили в тюркский каганат, становились тюрками и подчинялись общим традициям и правилам. Следы самых ранних «алтайских» тюрок будет трудно найти за пределами Алтая. Их изначально было не очень много, а потом они и вовсе рассеялись в волнах своих завоевательных походов в разных направлениях (на запад, восток, юг и север). Особенности тюркизации и ее последствий мы планируем изучать. Поэтому впереди еще много исследовательской работы.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!