Новости
11 октября 2024
НОЦ «Большой Алтай» укрепляет международные связи на форуме «Алтай – Азия 2024»
читать дальше
11 октября 2024
Приветствие ректора АлтГУ участникам Международного симпозиума по развитию кыргызской государственности
читать дальше
10 октября 2024
Юлии Лысенко присвоено звание «Почетный профессор Научно-исследовательского института развития туризма»
читать дальше
10 октября 2024
Горный Алтай как прародина тюрков: вклад НОЦ «Большой Алтай» в изучение тюркской тематики
читать дальше
08 октября 2024
Исламский фактор в повстанческом движении казахского аула исследовали эксперты НОЦ «Большой Алтай»
читать дальше
01 октября 2024
Об итогах этнографических экспедиций рассказал эксперт Большого Алтая на радио «Маяк Барнаул»
читать дальше
01 октября 2024
Обитали ли мамонты на территории Кыргызстана: археолог о древнем периоде истории на Sputnik Кыргызстан
читать дальше
30 сентября 2024
НОЦ «Большой Алтай» проведет экспертную сессию на форуме «Алтай – Азия 2024»
читать дальше
«Надо понять, как тюрки продвигались на запад и там осваивались»: профессор Алексей Тишкин рассказал о планах своей группы в НОЦ «Большой Алтай»
12 марта 2024
Заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, профессор Алексей Тишкин рассказал о задачах работы экспертной группы «Археологические исследования в Кыргызстане, Таджикистане и Монголии» в рамках проекта «Тюркский мир Большого Алтая».
Территория Кыргызстана, безусловно, похожа на Алтай, и понятно, почему она стала привлекательной для тюрок. Но ко времени их переселения там сформировалась своя земледельческая культура. У местных жителей уже были выработаны свои традиции землепользования, ведения домашнего хозяйства и т.п. Поэтому очень важно найти факты взаимодействия двух разных культур.
В качестве примеров симбиоза аборигенной и пришлой тюркской культуры можно привести археологические находки, которые были сделаны в Таджикистане. Там неподалеку от города Душанбе есть раннесредневековый памятник – могильник Шахидон. В прошлом году нам удалось принять участие в его раскопках и всего за пять дней работы получить великолепные материалы, демонстрирующие консолидацию двух совершенно разных этнокультурных феноменов — земледельческий и кочевой.
Тюрки, пришедшие в отроги Памира, конечно, в подавляющем большинстве были представлены мужчинами-завоевателями. Они селились в привычной горной местности и, естественно, контактировали с жителями плодородных долин, брали в жены представительниц местного европеоидного населения со своими погребальными традициями. И в могилах, исследованных на некрополе Шахидон, хорошо фиксируется смешение этих двух антропологических и культурных компонентов.
Например, найдены погребения, где, согласно тюркским традициям, воин-кочевник похоронен со своим вооружением и с лошадью (или со шкурой коня), но при этом у него во рту обнаруживается монета. А это как раз характерный признак местной погребальной культуры. Кроме этого, в могилу ставилась керамическая посуда местного гончарного производства. Иногда вместо лошади укладывали ишака или лошака. Такие примеры можно продолжать. Есть отдельные письменные свидетельства, указывающие на фиксируемые контакты. В данном контексте нужно понимать, какая ситуация сложилась в раннем средневековье и на территории Кыргызстана, пока в восточной ее части.
В перспективе необходимо продолжить работы в Таджикистане. Кроме этого, важно найти свидетельства контактов тюрок со славянами. Известно, что тюрки с военными походами дошли до Черного моря. Следы их материальной культуры можно обнаружить на более западных территориях (например, в современной Венгрии и Болгарии). Отдельные группы тюрок в ходе западных и других походов не возвращались назад. Они оставались в разных местах, в том числе на Памире, так как там была близкая к Алтаю природно-ландшафтная среда. Найти и выявить антропологические компоненты народов, с которыми контактировали тюрки в ходе завоеваний, – это сложнейшая задача, для частичного решения которой необходимо привлечение палеогенетических исследований. Она сложна еще и тем, что сами тюрки не были монолитным этносом, а представляли собой полиэтническую общность. Тюрки сформировали свою имперскую систему. Все народы, которые входили в тюркский каганат, становились тюрками и подчинялись общим традициям и правилам. Следы самых ранних «алтайских» тюрок будет трудно найти за пределами Алтая. Их изначально было не очень много, а потом они и вовсе рассеялись в волнах своих завоевательных походов в разных направлениях (на запад, восток, юг и север). Особенности тюркизации и ее последствий мы планируем изучать. Поэтому впереди еще много исследовательской работы.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!