Новости
Архив новостей

Профессор Бахтиёр Бабаджанов: тюркская история позднего средневековья – необъятна, полна вопросов и уходит корнями в Большой Алтай

3 апреля 2023

Известный специалист по истории ислама, мусульманской эпиграфике, нумизматике, главный научный сотрудник Национального центра археологии АН Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор Бахтиёр Бабаджанов недавно вошел в состав проектной группы НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», которая занимается политической и социально-экономической историей тюркской цивилизации. Профессор Бабаджанов рассказал о своем видении проекта «Большой Алтай» и планах исследования тюркской истории средних веков в рамках проекта.

Профессор Бахтиёр Бабаджанов: тюркская история позднего средневековья – необъятна, полна вопросов и уходит корнями в Большой Алтай

– Идея «Большого Алтая» как прародины тюркских династий, которые «выплеснулись» из этого региона на весь континент, мне очень симпатична. Она исторически, идеологически более четко очерчена, чем, скажем, политически ангажированная идея о «Евразии». Идея о «евразийстве», наверное, имеет право на существование как поиск политических или экономических форматов для более тесного сотрудничества. Но это отражение современных реалий, современных попыток найти точки сближения.

Однако с точки зрения истории и культурных матриц былого, идея «Большого Алтая» абсолютно легитимна. Ведь никто не станет спорить, что все тюркские династии (а их большинство в условном исламском мире), происходят из этих краёв, из того самого Алтая, который вы назвали «Большим».

Перспективы исследования тюркской истории средневековья представляются очень широкими, можно сказать, необъятными. Видимо самым сложным периодом истории тюркских государственных образований в «Большом Алтае» и затем в западных регионах от Алтая. Этот период не балует нас источниками, как более поздние периоды. И поэтому исследователи часто вынуждены искать новые интерпретации уже известных источников (например, пользуясь китайскими источниками, данными археологических исследований, рунической эпиграфики, нумизматики и пр.).

Более поздние тюркские династии создавали свои государства (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский, Карлукский каганаты), история которых тоже не вполне прояснена, полна лакун. Некоторые современные исследователи пытаются восполнить лакуны собственными интерпретациями, навеянными часто современными культурными, идеологическими или политическими реалиями. В исторической науке это недопустимо и граничит с искусственным конструктивизмом.

История более поздних государств, основанных тюркоязычными народами (Караханиды, Сельджукиды, Газневиды, Мамлюки и другие) исследована больше, в силу обилия письменных источников и объектов материальной культуры (архитектура, предметы быта, искусство и пр.). Тем не менее, изучение их истории еще далеко от завершения, особенно в контексте культурных и религиозных симбиозов, самоидентификации политических элит (в том числе как носителей идентичности «далекого Алтая, как прародины), сословий более низких социальных страт, среди, как показывают исследования последних лет, бытовали масса легенд, восходящих к условным «алтайским корням».

Причем, не стоит забывать, что новая волна передвижения огромных масс народов с территории «Большого Алтая», связанная с монгольским завоеванием, преимущественно изменила ландшафт степей, а городская культура быстро восстановилась. Тоже самое касается и ислама, формы бытования которого в той или иной мере изменились, но, условно говоря, «ислам остался на своем месте», поскольку монголы (как бы это не звучало) остались достаточно толерантными к религиям в их империи и позднее, в их улусах.

Или чего стоит, например, одна только тема Золотой Орды. Это огромный массив материала, включающий не только уже известные, опубликованные исследования, но и новые данные – по отдельным регионам, которые только предстоит изучить.

В контексте современных реалий России, например, очень важным представляется рассмотреть Крым как историческую часть Золотой Орды. В этом смысле было бы любопытно рассмотреть труды Ибн Баттуты, известного купца и путешественника ХIV века, который был там и описал этот регион, а также многие другие исторические документы. Так же важен и Северный Кавказ, – помните, известную борьбу за Дербент между двумя улусами? Да и историю Хорезма нельзя упускать, ведь именно откуда пошла вся архитектурная мода Золотой Орды. И всё это необходимо увязать с идеей Большого Алтая, – а это задача, поистине, грандиозная!

В целом, проект по изучению истории тюркской цивилизации и их государств пока вызывает больше вопросов, чем ответов, что естественно в силу пересечений различных народов, династий и государств на обширных территориях.

Вернемся, к примеру, к вопросу о существовании в Трансоксиане (историческое название региона Центральной Азии; арабское – Мавераннахр) тюркских династий, возникших до монгольского нашествия. Это не только Кыргызский или Карлукский каганаты, это и династия Караханидов, правившая в Центральной Азии в IX - начале XIII вв. Историки понимают, что поздние монгольские империи – Золотоордынский, Чагатайский и даже отчасти Хулагуидский каганаты – это наследники местных династий – Караханидов, Саджидов и даже Атабеков … Но нет ответа на вопрос, каким образом сошлись в культурном отношении «старый» и «пришлый» конгломераты тюркоязычных групп? Или – какими были их взаимоотношения с ираноязычными этническими группами?

Или еще один до сих пор нерешенный вопрос о татаро-монгольском нашествии: оно было монгольское или все-таки тюркское? По подсчетам востоковеда Бориса Владимирцова, монголы составляли не более 17% в общей массы народов, двинувшихся на запад и восток с Чингизханом. А это значит, что перед нами открывается еще одно необъятное поле для исследований.

Культурные, политические и иные формы контаминаций и симбиозов монгольской эпохи – тоже замечательная тема, сулящая интересные открытия. Например, на монетах того времени мы видим имена Чингисхана – и одновременно Халифа правоверных или, скажем, последнего Хорезм-шаха Мухаммада ибн Текеша. И мы задаемся вопросом, а что за этим стояло? Какие политические и идеологические реалии? Это до сих пор не осмысленный наукой факт.

Я искренне надеюсь, что проект «Тюркский мир Большого Алтая» позволит ответить хотя бы на часть вопросов по этой масштабной, до сих пор не изученной теме.

Библиотека Тюрколога

Элемент не найден!