Новости
14 августа 2025
Большой Алтай соберет ведущих алтаистов и тюркологов мира: IV Международный форум расширяет географию участников
читать дальше
14 августа 2025
От бронзовых сосудов до золотого дракона: археологи Большого Алтая рассказали о самых знаковых для них находках
читать дальше
11 августа 2025
Этнографы Большого Алтая продолжают изучение коренных малочисленных народов Алтая
читать дальше
09 августа 2025
Международный коллектив НОЦ «Большой Алтай» выражает соболезнования в связи с уходом Туратбека Сырдыбаева
читать дальше
08 августа 2025
Ученые Кыргызстана и Алтая объединяют усилия для изучения истории кыпчаков и создания документального фильма
читать дальше
08 августа 2025
Более 1500 подлинных артефактов и современные 3D-реконструкции представят в Музее археологии и этнографии Алтая
читать дальше
05 августа 2025
Проект АлтГУ о тюркском культурном наследии удостоен высокой оценки на студенческом форуме «Россия-Азия 2025»
читать дальше
05 августа 2025
Sputnik Кыргызстан: ученый рассказал об истории и этногенезе тюркских народов
читать дальше
04 августа 2025
Студентка АлтГУ рассказала о работе Международной экспедиции «Катанда-2025»
читать дальше
Инна Анисимова: «Школа молодых ученых Большого Алтая является эффективным инструментом объединения науки Евразии»
31 июля 2025, 00:00
Модератор V Международной школы молодых ученых – тюркологов и алтаистов, доцент кафедры востоковедения Алтайского государственного университета Инна Анисимова в интервью порталу kz24.news рассказала об итогах работы школы, ее особенностях и участниках.

– Действительно, в 2025 году НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» провел уже пятую летнюю школу молодых ученых тюркологов государств Центральной Азии. Для нас, как организаторов этого мероприятия, пять лет – это важное событие, потому что за этот период мы добились значительных результатов. Самым главным результатом нашей работы, и работы нашей школы, наверно, является привлечение молодых ученых-тюркологов к совместной научной работе. Привлечение ученых из разных стран позволяет молодежи не просто получать новые знания, но и обмениваться результатами своих научных изысканий.
Формируется новое сообщество молодых ученых-тюркологов, потому что, как показывает опыт и результаты, ребята продолжают общение и после школы, и это общение, безусловно, является плодотворным для развития научного знания. Среди результатов работы международных летних школ можно в первую очередь отметить создание целого цикла научно-образовательных лекций, которые находятся в свободном доступе на сайте НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», и все желающие и заинтересованные, студенты и молодые ученые, могут обратиться к ним и послушать лекционные материалы, посмотреть презентации ведущих ученых в области тюркологии.
– Какие из казахстанских вузов за пять лет приняли участие в Летних школах. Это одни и те же учебные заведения, или ежегодно ваша география сотрудничества с университетами Казахстана расширяется?
– За пять лет у нас сформировался не только значительный пул вузов, которые представляют молодые ученые, но и пул университетов, научных институтов, от имени которых на наших школах выступали ведущие эксперты.
Мы очень плодотворно сотрудничаем с ведущими вузами Республики Казахстан. Это:
- Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (ЕНУ),
- Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ),
- и многие другие.
- Наиболее тесное сотрудничество у нас развивается с университетами приграничных с Россией областей Казахстана, которые, на мой взгляд, совместно формируют своего рода центр молодежной науки страны. В их числе:
- Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова,
- Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан,
- Карагандинский университет имени Е. А. Букетова.
– Что конкретно привлекает студентов в Международной летней школе молодых тюркологов и алтаистов? Чем вы заинтересовываете молодежь и какие компетенции они приобретают по окончании Вашей школы?
– Программы наших школ насыщенны лекционным материалом, который представляют ведущие эксперты в области тюркологии различных исторических периодов: археологи, этнографы, историки средневековья и нового времени, специалисты по современным процессам в тюркском мире. Всех их хочется поблагодарить за то, что они любезно соглашаются сотрудничать с нами в качестве экспертов. Так, в рамках наших школ лекции читали:
- казахский историк-востоковед, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Булат Ешмухамбетович Кумеков;
- профессор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, академик Национальной академии наук Казахстана, директор Института истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова, доктор исторических наук Зиябек Ермуханович Кабульдинов;
- профессор Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, доктор исторических наук Александр Николаевич Алексеенко;
- профессор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук Альбина Советовна Жанбосинова;
Безусловно, участие в работе нашей школы ученых такого уровня в качестве лекторов открывает перед молодыми исследователями возможность познакомиться с передовыми результатами исследований в области тюркологии.
География нашей школы ежегодно расширяется, меняется состав участников, и это, в первую очередь, говорит о том, что существует большой интерес к участию в нашей школе со стороны молодых исследователей из вузов стран Центральной Азии.
– Участники V Международной летней школы были разделены на проектные группы и получали конкретные задания. Что это были за задания и как молодые исследователи с ними справились? В частности, казахстанские студенты?
– Что касается структуры самой работы на Международных летних школах, то здесь мы безусловно стараемся сочетать научную и исследовательскую составляющие с так называемой внеучебной деятельностью.
Если говорить о научной части программы Школы, то, прежде всего, молодежь здесь приобретает важнейшие компетенции для научно-исследовательской работы. Это умение анализировать, умение проводить причинно-следственные связи, умение работать с источниками и современной историографией. У нас они приобретают и универсальные компетенции – опыт работы в сообществе молодых ученых, в многонациональном сообществе. Это и проектная деятельность, которая на сегодняшний день является достаточно важным элементом образования. Ребята работают над своими научными проектами, учатся их презентовать, советуются с экспертами и модераторами о том, как это лучше сделать, какие использовать современные технологии, чтобы более презентабельно представить результаты своих научных изысканий.
В нашей летней школе студентов, конечно же, привлекает и возможность общения, возможность расширения своих научных коммуникаций и то, что в рамках школы они могут презентовать широкой научной общественности результаты своей исследовательской работы.
На V Международной летней школе, которая завершилась совсем недавно, проектная работа была организована, по оценке самих участников, очень интересно. Ребята были разделены на малые проектные группы и получили задание презентовать свой регион, его роль в современном тюркском мире, его историю и культуру. То есть тематика была предложена достаточно широкая. Но интерес данной работы заключался не только в том, чтобы по-особенному представить свой регион, но и в составе самой проектной группы. В каждой из групп были ребята из разных вузов, и разных государств, что сделало их работу более интересной. Студенты не только делились своими знаниями, но и получали новые в ходе совместной работы.
Студенты из вузов Казахстана всегда отличаются особой активностью в работе. Они принимают живое участие в дискуссиях, активно обсуждают актуальные научные проблемы, презентуют интересные работы в рамках проектной деятельности.
– На Ваш взгляд, V Международная летняя школа молодых ученых – тюркологов и алтаистов может стать эффективным инструментом объединения молодой науки Евразии?
– Международная летняя школа молодых ученых тюркологов и алтаистов, которая проводится в рамках реализации проекта НОЦ «Большой Алтай» «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», уже является эффективным инструментом объединения молодой науки Евразии.
В работе наших Школ за эти пять лет приняло участие более 600 молодых ученых, большинство из которых продолжают активно заниматься наукой. Для многих участие в Международных летних школах НОЦ «Большой Алтай» стало новым стимулом к активизации научного поиска, к дальнейшей научной работе и расширению своих научных компетенций.
Одна из главных миссий нашей Школы – пробудить в молодом поколении научный интерес к исследованию и изучению такого значимого региона, как Большой Алтай. На мой взгляд, эту задачу мы решаем успешно!
Напомним, V Международная школа молодых ученых – тюркологов и алтаистов, организованная НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», проходила на базе учебных практик «Голубой утес» АлтГУ в Чарышском районе Алтайского края. Участниками мероприятия стали около 40 молодых ученых из Казахстана, Кыргызстана и России.
Библиотека Тюрколога
Элемент не найден!